Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Жук Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4085/2020 по административному иску Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве к Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" о ликвидации, УСТАНОВИЛ:
01.06.2010 г. в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" (далее - Общественная организация), основной государственный регистрационным номер 1107799017919.
Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации Общественной организации и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что отдельные положения ее устава противоречат законодательству РФ - в части наименования на английском языке; в части отсутствия в Уставе отнесения к компетенции Конференции Общественной организации вопросов о размере и порядке уплаты ее членами членских взносов, полномочий по назначению аудитора, полномочий по утверждению годовых и бухгалтерских отчетов, назначению ликвидационной комиссии и утверждению ликвидационного баланса; в части отсутствия в уставе перечня вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания; в части отсутствия в уставе указания на отнесение к исключительной компетенции высшего органа управления регионального отделения Общественной организации полномочий по определению принципов образования и использования имущества, по утверждению годовых отчетов и финансовой отчетности и иных полномочий; в части отсутствия в уставе перечня прав структурных подразделений.
Также административный истец ссылался на неисполнение Общественной организацией обязанности в установленный срок предоставить документы, необходимые для проведения проверки в том числе финансово-хозяйственной деятельности, на фактическое отсутствие Общественной организации по адресу, указанному как место ее нахождения, а также на неисполнение ответчиком с 2017 года обязанности предоставлять в уполномоченный орган содержащие отчет о его деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организацией, иностранных лиц и лиц без гражданства, и на неисполнение с 2011 года обязанности по размещению на информационном портале в сети Интернет отчетов о деятельности некоммерческих организаций, как то предусмотрено пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г..N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Помимо приведенного выше, административный истец указал на неисполнение административным ответчиком предупреждения N 77/03-14292 от 08.04.2019 г..в установленный в данном документе срок до 03.06.2019 г, а также представления от 10.07.2019 г..N 77/03-29943 об устранении выявленных нарушений в срок до 06.09.2019 г..
Представитель административного истца в суд явился, заявленное требование поддержал, представил дополнительные письменные объяснения, где указал, что после возбуждения административного дела Общественная организация опубликовала отчеты о своей деятельности на информационном портале, однако, имеющиеся в уставе Общественной организации несоответствия действующему законодательству устранены не были, и в Главное управление была лишь часть тех документов, которые предлагалось представить согласно предупреждению N 77/03-14292 от 08.04.2019 г, в частности, не были представлены копии решений органов управления Общественной организации и ее иных органов, штатные расписания и иные документы.
Представитель Общественной организации в суд явился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представил и поддержал письменные возражения, где указал, что его доверителем были выполнены требования, содержащиеся в предупреждении N 77/03-14292 от 08.04.2019 г, о направлении которого Общественной организации стало известно лишь в ходе рассмотрения административного дела, и представил копии тех документов, что были представлены в Главное управление 28.07 и 10.08.2020 гг. Представитель указал дополнительно, что допущенные его доверителем нарушения не являются достаточным основанием для его ликвидации, поскольку их нельзя признать грубыми, неустранимыми либо систематическими.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ на общественное объединение возложен ряд обязанностей, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Кроме того, положениями статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности (п. 3.2).
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 07.10.2010 г. N 252, отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (http:// unro.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Размещение отчетов о деятельности или сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России, приравнивается к исполнению обязанностей некоммерческих организаций, предусмотренных пунктами 3 - 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно положений статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является, в том числе, неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения. Правом обращения в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения обладает прокурор соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации.
Поскольку ГУ Минюста России по Москве, действующее на основании Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. N 25, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, поскольку им была осуществлена государственная регистрация Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" и выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 13), - оно в силу положений части третьей статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, части 1 статьи 262 КАС РФ является надлежащим административным истцом по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что Общественная организация была зарегистрирована ГУ Минюста России по Москве и запись о ее создании внесена в ЕГРЮЛ 01.06.2010 г. (л.д. 13).
Согласно Уставу Общественной организации, она является основанным на членстве общественным объединением, созданным на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Местонахождение руководящего органа организации определено в п. 1.12 Устава как г. Москва, Колпачный переулок, дом 4 строение 3; те же данные указаны в свидетельстве о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 13).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при проведении административным истцом федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческой организации, предусмотренного пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2012 г. N 705, Главное управление направило административному ответчику предупреждение N 77/03-14292 от 08.04.2019 г. (л.д. 83), где потребовало в срок до 03.06.2019 г. устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ и пункта 3.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ.
Согласно положений частей 1-3 статьи 42 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Также из материалов дела видно, что 17.05.2019 г. Главным управлением было издано распоряжение N 31088 о проведении внеплановой документарной проверки Общественной организации (л.д. 44-47), и последняя уведомлена о необходимости представления документов, перечисленных в названном распоряжении (л.д. 48-49), копия которого была приложена к уведомлению и направлена по адресу государственной регистрации ответчика 24.05.2019 г, - что подтверждено реестром почтовых отправлений с отметкой отделения связи (л.д. 50-72)
10.07.2019 г. административному ответчику было направлено представление об устранении выявленных нарушений в срок до 06.09.2019 г. (л.д. 93-95); в числе нарушений указано:
- несоответствие наименования Общественной организации требованиям ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 53-ФЗ от 01.06.2005 г.;
- в нарушение требований пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ Уставом полномочие по принятию решений о размере и порядке уплаты ее членами членских и иных имущественных взносов не отнесено к компетенции высшего органа управления Организации - Конференции;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа управления Организации (Конференции делегатов от региональных отделений) Уставом не отнесены следующие полномочия: назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации; о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ Уставом не предусмотрен перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания членов, состоящих на учете в соответствующем региональном отделении;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа управления регионального отделения Организации (Общего собрания членов, состоящих на учете в соответствующем региональном отделении) Уставом не отнесены полномочия по: определению принципов образования и использования имущества; утверждению и изменению устава; определению порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников; утверждению годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности; принятию решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах; принятию решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации; принятию решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов;
- в нарушение требований пункта 6 статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" Уставом не предусмотрены права структурных подразделений Организации по управлению имуществом.
В представлении административный ответчик информировался о том, что если в установленный срок нарушения не будут устранены, ГУ Минюста России по Москве будет вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев; представление было направлено Общественной организации по месту ее нахождения, что подтверждено реестром почтовых отправлений (л.д. 96-103), однако не было доставлено адресату по причинам, не относящимся к объективным.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Общественной организацией были допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений до обращения возбуждения данного административного дела административным ответчиком не представлено.
Возражая против заявленного требованиям, представитель административного ответчика ссылался на то, что его доверитель не получал распоряжения Главного управления о проведении проверки, а также предписания об устранении выявленных нарушений, однако, в силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениям, приведенными в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя; сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.
Также в возражение на иск административный ответчик представил копии подтверждение представления в Главное управление ряда документов (л.д. 127-149, 178-179, 192-216), включая отчет о деятельности Общественной организации за 2018 год (л.д. 127-130). Между тем, судом было установлено, что данный отчет не соответствует действительности, поскольку в нем указано, что высшим органом управления является общее собрание членов партнерства, тогда как в силу раздела 8 Устава таковым является Конференция делегатов от региональных отделений, и не указаны данные о проведении Конференции 03.04.2018 г, - тогда как согласно сопроводительному письму, в Главное управление 07.08.2020 г. был направлен протокол заседания Конференции от указанного числа; также в отчете не содержалось сведений о деятельности иных руководящих органов, предусмотренных Уставом Общественной организации (раздел 4.3 отчета за 2018 год), следовательно, в Главное управление были представлены заведомо недостоверные сведения.
Кроме того, ни в установленный распоряжением N 31088 от 17.05.2019 г. срок, ни в ходе рассмотрения настоящего дела административный ответчик не представил в Главное управление документы, отражающие деятельность Общественной организации, включая решения Президиума, структурные подразделения и т.д, - в связи с чем деятельность Общественной организации не была прозрачна и проведение в отношении нее проверки не представлялось возможным.
Также в Главное управление не было представлено никаких документов, отражающих деятельность региональных отделений Общественной организации, таким образом, не был подтвержден ее статус в качестве межрегиональной.
Представленный административным ответчиком Устав в новой редакции, утвержденный Внеочередной Конференцией, проводившейся 23.07.2020 г. (л.д. 194-216), равно как и его старая редакция, не соответствует пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ: к исключительной компетенции высшего органа управления (Конференции делегатов от региональных отделений) не отнесены следующие полномочия по принятию решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Судом учитывается, что согласно отчетам о деятельности Общественной организации за 2017-2019 гг, представленным в Главное управление после возбуждения административного дела, какая-либо деятельность административным ответчиком не велась, что противоречит объяснениям его представителя об активной социально направленной деятельности либо свидетельствует о ведении деятельности, не поддающейся проверке со стороны контролирующего органа.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что административный ответчик в течение длительного времени не предпринимал никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации, как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.
При таких обстоятельствах требование о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, признается судом обоснованным, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", настоящее решение является основанием для исключения сведений о Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля", ОГРН 1107799017919 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворить.
Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля", ОГРН 1107799017919.
Настоящее решение является основанием для исключения Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля", ОГРН 1107799017919 из Единого государственного реестра юридических лиц.
На решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский городской суд может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья Дорохина Е.М.
Московского городского суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.