Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, с участием прокурора Суржанской М.П, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4822/2020 по административному исковому заявлению Репиной Ольги Ивановны, Репина Бориса Викторовича, Маркеловой Анны Анатольевны об оспаривании пунктов 2.1.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.2, 2.8, 2.9, 3.1 Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг", утвержденного Распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 29 апреля 2020 года N 64-16-186/20, УСТАНОВИЛ:
29 апреля 2020 года Департаментом информационных технологий города Москвы принято Распоряжение N 64-16-186/20 "Об утверждении Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг".
Текст документа опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.04.2020. В настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции от 29 мая 2020 года.
Названным распоряжением в целях реализации мер, предусмотренных указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" утвержден Порядок применения технологий электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг" (приложение).
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании пунктов 2.1.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.2, 2.8, 2.9, 3.1 Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг", утвержденного Распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 29 апреля 2020 года N 64-16-186/20, указывая на несоответствие указанных пунктов актам большей юридической силы, а также указывая на правовую неопределенность оспариваемых пунктов.
В судебном заседании административный истец Маркелова А.А, одновременно представляющая интересы административного истца Репина Б.В, административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Репина Б.В. - Гнатюк Е.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный истец Репина О.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в Московский городской суд заявление об отказе от иска. Определением Московского городского суда от 16 ноября 2020 года отказ от иска, заявленный Репиной О.И, не принят.
Представители Департамента информационных технологий города Москвы Андриянова Н.И, Толпекин А.К. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения на соответствие их актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Суржанской М.П, полагавшей административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2011 N 105-ПП утверждено Положение о Департаменте информационных технологий города Москвы, согласно пункту 1 которого Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи, цифрового развития города Москвы, обеспечения безопасности информации, обрабатываемой с использованием средств автоматизации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), межотраслевой координации в области информатизации органов исполнительной власти города Москвы, функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на закупку средств вычислительной техники, оборудования и программных продуктов, работ и услуг по защите информации, обрабатываемой с использованием средств автоматизации (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), информационных и телекоммуникационных услуг в части, относящейся к функционированию информационных систем города Москвы, а также телекоммуникационных услуг общегородского назначения и предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, создание, развитие (модернизацию), введение в эксплуатацию и эксплуатацию информационных ресурсов и систем города Москвы, разработку и тиражирование программно-технических решений для нужд органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).
Департамент среди прочих осуществляет деятельность по вопросам, связанным с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Департамента, в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, правовыми актами Мэра Москвы и Правительства Москвы (пункт 4.2.12).
Пунктами 12.4, 12.5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" предусмотрено применение технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения ("Социальный мониторинг"), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы.
Принимаемые в пределах своей компетенции правовые акты издаются Департаментом в форме приказов и распоряжение (пункт 14.6.).
Распоряжение Департамента информационных технологий города Москвы N 64-16-186/20 "Об утверждении Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг" является нормативным правовым актом, содержит правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение. Указанный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Департамента, в установленном порядке доведен до всеобщего сведения посредством публикации на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.04.2020.
Административными истцами оспариваются пункты 2.1.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.2, 2.8, 2.9, 3.1 Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг", утвержденного Распоряжением Департамента от 29 апреля 2020 года.
Пунктом 2.1.1 Порядка предусмотрено, что при осуществлении контроля соблюдения гражданами режима самоизоляции (изоляции) используется мобильное приложение "Социальный мониторинг" самостоятельно установленное гражданином на индивидуальное (личное) техническое устройство путем перехода по одной из направленных ему посредством смс-информирования адресных ссылок на соответствующий магазин приложений ("Google Play" или "App Store") по указанному гражданином номеру мобильного телефона при оформлении назначения (предписания) медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) или постановления санитарного врача, предусматривающих соблюдение гражданином режима самоизоляции (изоляции) на дому (далее - предписание врача).
По мнению административных истцов, данный пункт противоречит статье 9 ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006г, в соответствии с которой согласие на обработку персональных данных дается свободно, своей волей и в своем интересе; а также содержит правовую неопределенность, не позволяя однозначно определить основание установления приложения - назначение медицинской организации, постановление санитарного врача или добровольное согласие на лечение на дому.
Вместе с тем, положения пункта 2.1.1 Порядка доступны для понимания субъектами соответствующих правоотношений, данный пункт является определенным и в нем отсутствуют положения, препятствующие их единообразному уяснению и применению, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам.
Положения данного пункта предусматривают использование приложения "Социальный мониторинг" при оформлении назначения (предписания) медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) или постановления санитарного врача, предусматривающих соблюдение гражданином режима самоизоляции (изоляции) на дому.
Обязанность по установке приложения "Социальный мониторинг" осуществляется в отношении лиц, которые имеют подтвержденный диагноз коронавирусной инфекции, для которых приложение устанавливается при оформлении предписания медицинской организации о получении медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также в отношении совместно проживающих с ними лиц, для которых предусмотрен такой документ как постановление санитарного врача. Указанные положения предусмотрены Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 17 июня 2020 года N 615.
Таким образом, приведенная выше норма отвечает общеправовому критерию формальной определенности, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П, от 21 января 2010 г. N 1-П.
Что касается противоречия пункта 2.1.1 Порядка статье 9 ФЗ "О персональных данных", в соответствии с которой согласие на обработку персональных данных дается свободно, своей волей и в своем интересе, суд такого противоречия не усматривает, поскольку пункт 2.1.1 Порядка не регулирует вопросы, связанные с использованием персональных данных граждан. Данный Порядок не предусматривает оформление какого-либо специального согласия на обработку персональных данных, отличного от того, которое предусмотрено ФЗ "О персональных данных".
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
В судебном заседании административным истцом указано, что при установке приложения "Социальный мониторинг" оформляемое согласие фактически является согласием на лечение на дому, а не согласием на обработку персональных данных, оно не является свободным и информативным.
Как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании, при оформлении предписания медицинской организации о получении медицинской помощи в амбулаторных условиях, постановления санитарного врача действительно берется согласие на использование персональных данных лица, Департамент является оператором персональных данных. Несмотря на то обстоятельство, что такое согласие содержится в тексте медицинского документа, оно оформляется в соответствии с ФЗ "О персональных данных", в отношении указанного согласия субъект персональных данных имеет все полномочия, предусмотренные положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Принимая во внимание, что оспариваемое Распоряжение Департамента информационных технологий города Москвы от 29 апреля 2020 года N 64-16-186/20 на нормативном уровне не регулирует вопросы использования персональных данных лица, у суда оснований полагать, что пункт 2.1.1 Порядка, утвержденный оспариваемым актом, противоречит актам большей юридической силы.
Также административными истцами оспаривается пункт 2.2. Порядка, в соответствии с которым гражданин в течение дня, следующего за днем оформления предписания врача, обязан обеспечить установку и начать использование мобильного приложения "Социальный мониторинг" в соответствии с настоящим Порядком.
По мнению административных истцов, данный пункт подлежит признанию недействительным, поскольку содержит правовую неопределенность, положения пункта 2.2 Порядка вступают в противоречие с пунктом 2.1. Порядка.
Однако судом таких обстоятельств не установлено. Оспариваемый административными истцами пункт 2.2 Порядка содержит общую норму, согласно которой установить и начать использовать мобильное приложение "Социальный мониторинг" гражданин обязан в течение дня, следующего за днем оформления предписания врача.
Сам Порядок регулирует случаи, когда у гражданина имеется техническое устройство, на котором может быть установлено приложение, и когда у гражданина такое техническое устройство отсутствует и предоставляется органами власти города Москвы (пункты 2.3.1 и 2.3.2).
В оспариваемом пункте 2.2 Порядка имеется ссылка на то, что установление приложения осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными Порядком. Таким образом, противоречий в оспариваемом пункте 2.2. суд не усматривает.
Использование в нормативном правовом акте оценочных понятий само по себе не свидетельствует о его правовой неопределенности и, как следствие, его незаконности. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 120-О-О, от 17 июля 2014 г. N 1807-О и др.).
Административными истцами оспариваются положения пунктов 2.3.1. 2.3.2, согласно которым установка мобильного приложения "Социальный мониторинг" на техническое устройство и (или) регистрация в мобильном приложении "Социальный мониторинг" осуществляется в следующем порядке:
2.3.1. При использовании индивидуального (личного) технического устройства гражданин в срок не позднее 24 часов дня, следующего за днем оформления предписания врача, устанавливает мобильное приложение "Социальный мониторинг" самостоятельно (пункт 2.1.1 настоящего Порядка), осуществляет пошаговую регистрацию в мобильном приложении "Социальный мониторинг" с последующим обязательным фотографированием своего лица на фронтальную камеру технического устройства с использованием сервисов мобильного приложения "Социальный мониторинг", а также обеспечивает подтверждение номера мобильного телефона, указанного гражданином в предписании врача, и установление взаимосвязи между текущей геолокацией и местом самоизоляции (изоляции) гражданина. При фотографировании лицо должно быть хорошо освещено, не должно перекрываться посторонними предметами, включая медицинские и иные маски, изображение должно быть фронтальным, выражение лица должно быть нейтральным, глаза открыты, на фото должно быть только одно лицо, изображение должно быть четким ("не смазанным").
2.3.2. При отсутствии у гражданина технического устройства или возможности установить на нем мобильное приложение "Социальный мониторинг" гражданину на период его самоизоляции (изоляции) в целях использования мобильного приложения "Социальный мониторинг" может быть предоставлены техническое устройство, SIM-карта, а также памятка об обеспечении сохранности технического устройства (далее - памятка), заполняемая гражданином. В таком случае Департаментом информационных технологий города Москвы обеспечивается бесконтактная передача технического устройства, SIM-карты и памятки, предоставляемых гражданину во временное пользование. При бесконтактной передаче обеспечивается фотографирование факта передачи гражданину технического устройства и его комплектующих, фотографирование коробки технического устройства с нанесенным на нее международным идентификатором мобильного оборудования (IMEI). Указанные фотографии подтверждают факт получения гражданином во временное пользование технического устройства и SIM-карты (фотографирование осуществляется при наличии возможности).
Как указывают административные истцы, приведенные выше пункты противоречат пункту 12.4 Указа Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности", который при применении технологии электронного мониторинга не предусматривает фотографирование, пункту 2 статьи 4 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы", согласно которому приказы и распоряжения государственных органов могут приниматься только по вопросам, связанным с реализацией полномочий государственного органа.
Суд не может согласиться с указанным доводом, поскольку пунктом 12.4 Указа Мэра N 12-УМ прямо предусмотрено, что граждане с наличием новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и совместно проживающих с ними лица в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по назначению медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы или в соответствии с постановлениями санитарных врачей обязаны применять технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с использованием технических устройств и (или) программного обеспечения ("Социальный мониторинг"), в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы.
Таким образом, реализация пункта 12.4 Указа Мэра Москвы N 12-УМ в части установления и использования системы "Социальный мониторинг" в силу его прямого указания осуществляется в порядке, установленном Департаментом информационных технологий города Москвы. Противоречий в данной части суд не находит.
Административными истцами оспаривается пункт 2.8 Порядка, в соответствии с которым гражданин обязан осуществлять подтверждение соблюдения режима самоизоляции (изоляции) путем фотографирования лица на фронтальную камеру технического устройства с использованием сервисов мобильного приложения "Социальный мониторинг" не позднее одного часа с момента получения посредством мобильного приложения "Социальный мониторинг" уведомления (смс-уведомления) о необходимости такого подтверждения. Уведомления о необходимости подтверждения соблюдения режима самоизоляции (изоляции) в мобильном приложении "Социальный мониторинг" не направляются в период с 22.00 до 9.00.
По мнению административных истцов, данный пункт противоречит пункту 12.4 Указа Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности". Оснований для такого вывода судом не установлено, о чем указано выше.
Также суд отмечает, что фотографирование гражданина на фронтальную камеру имеет цель не только убедиться в факте использования приложения лично гражданином, которому предписано соблюдение режима изоляции, но и обусловлено технологическим процессом передачи информации о местоположении гражданина в месте изоляции - в момент отправки фотографии в автоматическом режиме осуществляется определение геолокационных параметров нахождения устройства с установленным на нем приложением. Это означает, что отслеживание местоположения гражданина с использованием приложения осуществляется периодически - в момент отправки фотографии в систему.
Уведомления о необходимости подтверждения соблюдения режима самоизоляции (изоляции) в мобильном приложении "Социальный мониторинг" не направляются в период с 22.00 до 9.00. Данный диапазон времени соответствует Закону города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве".
Административными истцами оспаривается пункт 2.9 Порядка, согласно которому по истечении 10 рабочих дней со дня получения информации от Департамента здравоохранения города Москвы о закрытии листка нетрудоспособности либо принятии решения о госпитализации гражданина или перемещения его в обсерватор Департаментом информационных технологий города Москвы обеспечивается: 2.9.1. Деактивация учетной записи гражданина в мобильном приложении "Социальный мониторинг" и обезличивание его персональных данных. 2.9.2. Получение от гражданина предоставленных ему во временное пользование в соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка технического устройства (в той же комплектации, в которой техническое устройство было передано гражданину во временное пользование), SIM-карты и заполненной гражданином памятки. 2.9.3. Антибактериальная обработка дезинфицирующими средствами технического устройства, его комплектующих и SIM-карты, бывших в использовании, а также памятки о правилах использования технического устройства.
По убеждению административных истцов, данная норма не соответствует пункту 12.4 Указа Мэра Москвы N 12-УМ, поскольку предполагает использование приложения "Социальный мониторинг" и после завершения срока самоизоляции, определенного медицинской организацией.
Вместе с тем, административные истцы неверно толкуют пункт 2.9, считая, что установленный данным пунктом 10 дневный срок на дезактивацию учетной записи означает продолжение отслеживания местоположения гражданина в определенной локации. В действительности, как пояснил в судебном заседании представитель Департамента, 10 дневный срок связан с технологической процедурой удаления из приложения персональных данных гражданина, в течение которого, в том числе, происходит анализ использования приложения на предмет наличия/отсутствия технических сбоев в работе, корректности обрабатываемых данных, формирования статистической информации. Осуществляемый Департаментом процесс дезактивации учетной записи в приложении не затрагивает права и законные интересы гражданина, поскольку при этом не требуется участие гражданина, совершение им каких-либо действий.
Срок мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием приложения ограничен сроком изоляции, который указан в медицинском документе и не связан с решением технических вопросов дезактивации приложения.
Административными истцами оспаривается пункт 3.1 Порядка, согласно которому: нарушениями гражданином требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в части соблюдения режима самоизоляции (изоляции), зафиксированными с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг", являются:
3.1.1. Зафиксированное местоположение гражданина за пределами более 50 метров от установленного места самоизоляции (изоляции) гражданина, с которым была установлена взаимосвязь в мобильном приложении "Социальный мониторинг".
3.1.2. Невыполнение гражданином в установленный срок первоначальной регистрации в мобильном приложении "Социальный мониторинг и (или) обязательного фотографирования своего гражданина, предусмотренных пунктом 2.3.1 Порядка.
3.1.3. Невыполнение гражданином в установленный срок обязательного подтверждения соблюдения режима самоизоляции (изоляции), предусмотренного пунктом 2.6 Порядка.
Оспаривая данные положения, административные истцы указывают, что они приняты за пределами полномочий Департамента, поскольку фактически представляют из себя разъяснение статьи 3.18.1 КоАП города Москвы, устанавливают составы правонарушений, что в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ недопустимо.
Суд не может согласиться с указанным доводом.
Департамент является оператором приложения "Социальный мониторинг", в целях установления его функционирования, а также критериев, при которых определение местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием приложения является несоблюдением предписанного ему режима изоляции, пунктом 3.1. Порядка установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для принятия уполномоченным контрольным органом решения о привлечении гражданина к административной ответственности в установленном порядке.
При этом, положениями 3.1 Порядка не устанавливается порядок рассмотрения административного дела, не устанавливается ответственность за действия, предусмотренные пунктами 3.1.1 - 3.1.3.
Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы предусмотрена положениями статьи 3.18.1 КоАП города Москвы. Именно данной нормой установлены составы административных правонарушений и установлена ответственность, положениями пункта 3.1 Порядка данные вопросы не регулируются.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска суд не находит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Репиной Ольги Ивановны, Репина Бориса Викторовича, Маркеловой Анны Анатольевны об оспаривании пунктов 2.1.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.2, 2.8, 2.9, 3.1 Порядка применения технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения "Социальный мониторинг", утвержденного Распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 29 апреля 2020 года N 64-16-186/20.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.