26 ноября 2020 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павлова А.В.
при секретаре Михно О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5343/2020 по административному исковому заявлению прокуратуры адрес о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального адрес от
17 сентября 2020 года N 60 "О назначении опроса граждан о деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес", УСТАНОВИЛ:
Прокуратура адрес обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального адрес от 17 сентября 2020 года N 60 "О назначении опроса граждан о деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес".
Административные исковые требования мотивированы тем, что названным решением назначен опрос граждан по инициативе Совета депутатов муниципального адрес в период с 16 по 29 октября 2020 года по вопросам деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес.
По мнению прокуратуры адрес, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 1, 31, 79 Федерального Закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статье 8 Закона адрес от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", поскольку указанные нормативные правовые акты не относят к вопросам местного значения муниципальных округов в адрес решение вопросов, отраженных в тексте оспариваемого решения.
Определением Московского городского суда от 09 октября 2020 года приняты предварительные обеспечительные меры в виде запрета применения оспариваемого решения до вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры адрес административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал по доводам письменного отзыва.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
Прокурор, обратившийся в суд с таким административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца, за исключениями, предусмотренными КАС РФ, и поэтому не дает заключения по административному делу.
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
17 сентября 2020 года состоялось очередное заседание Совета депутатов муниципального адрес, в повестке дня которого значилось назначение опроса граждан по вопросам деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес.
По результатам заседания Советом депутатов муниципального адрес принято решение от 17 сентября 2020 года N 60 "О назначении опроса граждан о деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес".
Из содержания решения следует, что был назначен опрос граждан по вопросам деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес в форме анкетирования депутатами Совета депутатов в период с 16 по 29 октября 2020 года; установлена минимальная численность жителей, участвующих в опросе - 50 человек; установлены участники опроса, к которым отнесены жители муниципального адрес; контроль за исполнением решения возложен на главу муниципального адрес
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Решение опубликовано в печатном средстве массовой информации - бюллетене "Московский муниципальный вестник" от 05 октября 2020 года, N 21, том 1.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Местное самоуправление, по смыслу определяющих его конституционно-правовой статус статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2) и 130 - 133 Конституции Российской Федерации, выступает обязательной на всей адрес формой публично-территориальной самоорганизации населения, обеспечивающей участие граждан в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения.
Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
Положениями статьи 79 указанного выше Закона урегулированы особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения. Так, частью 3 данной статьи установлено, что перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в адрес, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации сформулированы в Законе адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес".
В силу ст. 21.1 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес" опрос граждан (далее - опрос) проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления и учета мнения населения при принятии органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления решений по вопросам местного значения. Результаты опроса носят рекомендательный характер
Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (часть 2).
Вопросы местного значения муниципального образования в адрес определены ст. 8 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес".
Согласно п. 4, пп. "в" п. 19 ч. 1 ст. 8 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 к вопросам местного значения муниципального округа отнесено, в частности установление порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в осуществлении ежегодного персонального учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории муниципального округа, во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти адрес и образовательными организациями.
Таким образом, к вопросам местного значения муниципального округа действующим законодательством решение вопросов обучения, качества образования, организации питания и других в общеобразовательных организациях не отнесено.
Вместе с тем, из буквального содержания оспариваемого решения Совета депутатов муниципального адрес от 17 сентября 2020 года N 60 следует, что опрос граждан назначен по вопросам деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального округа, следовательно, административным ответчиком принято оспариваемое решение, выходящее за пределы указанных выше вопросов местного значения.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводом административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 31, 33, 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 8, 21.1 Закона адрес от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в адрес", в связи с чем подлежит признанию недействующим.
Как разъяснено пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда не применялся, в том числе, по причине принятия судом предварительных обеспечительных мер, и на основании этого акта не были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов муниципального адрес от 17 сентября 2020 года N 60 "О назначении опроса граждан о деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес"" подлежит признанию недействующим со дня принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - "Московский муниципальной вестник".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального адрес от 17 сентября 2020 года N 60 "О назначении опроса граждан о деятельности общеобразовательных учреждений на территории муниципального адрес".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Московский муниципальный вестник".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.