Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" ФИО на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве ФИО от 25 сентября 2019 г. N 77/12/24712-19-И-ОБ-1125, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС", УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве ФИО от 25 сентября 2019 г. N 77/12/24712-19-И-ОБ-1125, оставленным без изменения решением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 г, ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" ФИО просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указала на то, что на отсутствие в материалах дела доказательств вины общества в совершении вмененного административного правонарушения и малозначительность правонарушения.
В судебном заседании защитник ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" ФИО доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО, оснований для отмены или изменения обжалуемых постановлений не нахожу.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 23 декабря 2013 г. N 426-ФЗ) на работодателя возложена обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1).
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3).
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4).
В силу чч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с п. 5 Приложения N 2 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 07 февраля 2014г. N 80н декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, 25 июля 2019 г. в результате проведенной инспекторами Государственной инспекции труда плановой выездной проверки ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" выявлено, что ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" в нарушение вышеуказанных требований ст. 212 ТК РФ и вышеуказанных требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ не обеспечило и провело специальную оценку условий труда работников. Действия ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" ; актом плановой выездной проверки от 25 июля 2019 г.; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 24 июля 2019 г.; табелями рабочего времени ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС"; и иными материалами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены должностным лицом и судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.5.27.1 КоАП РФ, опровергается совокупность исследованных судьей доказательств, которые позволяют установить обстоятельства правонарушения и вину ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" в совершении указанного административного. Оснований не согласиться с оценкой не имеется.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС", в связи с чем должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего трудового законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" имелась, доказательства принятия ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Довод жалобы о том, что совершенное ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемых постановлений не является.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Утверждение заявителя о том, что ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" привлечено к административной ответственности за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, является несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП г. Москвы составляет один год.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Совершенное ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" обладает признаками длящегося административного правонарушения, выявленного в рамках проверки госинспекторами труда Госинспекции труда в г. Москве 25 июля 2019 г.
Таким образом, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента выявления такого административного правонарушения, а именно 25 июля 2019 г.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом 25 сентября 2019 г, то есть в пределах срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 700000 руб. назначено должностным лицом ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве ФИО от 25 сентября 2019 г. N 77/12/24712-19-И-ОБ-1125, решение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ПК АО "НЕФТЕСТРОЙСЕРВИС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.