Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации Министерства обороны Российской Федерации (далее - наименование организации Минобороны РФ, Учреждение) фио на постановление N 05-35/014 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и адрес от 27 февраля 2020 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 26 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении наименование организации Минобороны России, УСТАНОВИЛ:
постановлением N 05-35/014 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и адрес от 27 февраля 2020 года наименование организации Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда города Москвы от 26 июня 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник наименование организации Минобороны России по доверенности фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, приводя доводы о том, что Учреждение не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, т.к. у него не было возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны РФ N530 от 14.09.2017 г. N155 "Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных ил Российской Федерации" обеспечение экологической безопасности Вооружённых сил РФ осуществляется органами экологической безопасности ВС РФ по территориальному принципу на всей адрес в отношении органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей ВС РФ независимо от их подчиненности и принадлежности к видам (родам) войск ВС РФ. Согласно приказу одной из функций органов экологической безопасности ВС РФ является организация в войсках (силах) декларирования негативного воздействия на окружающую среду и платы за негативное воздействие на окружающую среду. 28 февраля 2019 г. филиалом наименование организации Минобороны России на имя начальника службы экологической безопасности ЗВО направлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на службы экологической безопасности военных округов.
Законный представитель или защитник наименование организации Минобороны России, извещённого в установленном порядке о месте и времени судебного заседания, не явились, не подавали ходатайство об отложении рассмотрении дела, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.2 ст. 16 Закона).
Правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду установлены Порядком, утверждённым приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы".
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Пунктом 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что плата, исчисленная по итогам отчётного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Пунктом 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (на момент совершения административного правонарушения действовала редакция п. 5 ст. 16.4, сохранившая на данный момент суть текста документа в полном объеме).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии е законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.25 Положения о Межрегиональном Управлении Росприроднадзора по Московской и адрес от 27.08.2019 N 505, Управление осуществляет прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Как усматривается из материалов административного дела, в соответствии с данными из Федерального реестра объектов негативного воздействия программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС), наименование организации Минобороны России эксплуатирует 1 (один) объект II категории, 29 (двадцать девять) объектов III категории и 9 (девять) объектов IV категории.
06.02.2020 на имя начальника отдела государственного экологического надзора по адрес Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и адрес поступила служебная записка за подписью заместителя руководителя Управления, содержащая информацию, в том числе о непредоставлении наименование организации Минобороны России в установленные действующим законодательством сроки Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год объектов, подлежащих Федеральному государственному экологическому надзору.
17 февраля 2020 г. в 11 час. в ходе проверки данных выявлено, что наименование организации Минобороны России, расположенное по адресу: адрес до 12 марта 2019 г. 00 час. 01 мин. не представлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 г. в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Московской и адрес.
Данные действия (бездействия) наименование организации Минобороны России квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Факт совершения наименование организации Министерства обороны РФ административного правонарушения и его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- служебной запиской;
- уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;
- протоколом об административном правонарушении от 17.02.2020;
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.02.2020;
- представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.02.2020;
- письмом по вопросу выделения денежных лимитов;
- Уставом наименование организации Министерства обороны РФ;
- положением о филиале наименование организации Министерства обороны РФ;
- требованием о предоставлении лицом, обязательным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
-сведениями полученными в результате учета качества сточных (дренажных) вод;
- приказом о создании наименование организации Министерства обороны РФ;
-приказом об утверждении Положения об органах экологической безопасности ВС РФ;
-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении наименование организации Министерства обороны РФ, а также иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом Росприроднадзора в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Довод защитника о том, что наименование организации Минобороны России не является субъектом данного правонарушения, поскольку обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется органами экологической безопасности ВС РФ, в соответствии с приказом Министра обороны РФ N530 от 14.09.2017 г. "Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных сил Российской Федерации", проверялся должностным лицом и судьей районного суда и получил надлежащую оценку.
наименование организации Минобороны России, как юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность на указанных объектах оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, (что подтверждается данными отчетности по результатам деятельности на объектах юридического лица, по форме 2-ТП (воздух) за 2018 год, и формами учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, в том числе за 2018 год) и соответственно обязанное вносить плату, обязано также представлять декларацию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, согласно данным из ФГИС ПТК "Госконтроль", по объектам наименование организации Минобороны России отсутствуют сведения о предоставленных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Данные факты указывают на наличие совершения административного правонарушения наименование организации Минобороны России, заключающемся в непредставлении Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Правоотношения в данном случае возникают в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на наличие общественной опасности совершённого правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у наименование организации Минобороны России, имелась возможность для соблюдения положений ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение которой ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Учреждения, не усматривается.
Административное наказание назначено наименование организации Минобороны РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 05-35/014 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и адрес от 27 февраля 2020 года и решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 26 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении наименование организации Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.