Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) фио на постановление N 03-455/2019-1 заместителя главного государственного инспектора РФ по адрес Управления Росприроднадзора по адрес от 11 октября 2019 года и решение судьи Басманного районного суда адрес от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, УСТАНОВИЛ:
постановлением N 03-455/2019-1 заместителя главного государственного инспектора РФ по адрес Управления Росприроднадзора по адрес от 11 октября 2019 года ФГБУ "ФЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда адрес от 22 июня 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и судьи, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, приводя доводы о том, что отчет за 2018 г. в рамках проверки не запрашивался, все отчеты были представлены.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, извещённый в установленном порядке о месте и времени судебного заседания, не явился, не подавал ходатайство об отложении рассмотрении дела, направил защитника фио с доверенностью, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие законного представителя.
Защитник фио доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1, 7, 8 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74 утверждены порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (Приложение N 2 к Приказу).
Согласно пункту 1 Приложения N 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов административного дела, с 03 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г. сотрудниками управления Росприроднадзора по адрес проведена плановая выездная и документарная проверка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, расположенного по адресу: адрес, осуществляющего деятельность по адресу: адрес, военный городок, эксплуатирующий объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой выявлено, что учреждением допускается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а именно:
Отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля за 2018 г. в срок до 25 марта 2019 г. учреждением не представлен в Управление Росприроднадзора по адрес, при проведении проверки отчет также не был представлен.
Данные действия (бездействия) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ административного правонарушения и его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2019 г.
- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30.09.2019;
- предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.09.2019 г.;
- копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, вызывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- актом проверки с фотоматериалом;
-копией распоряжения N171-ГК о проведении плановой выездной проверки от 23.08.2019;
- Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ;
- выпиской из ЕГРЮЛ на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России;
- отчетами ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны России;
а также иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом Росприроднадзора в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение природоохранного законодательства и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Довод защитника об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, поскольку отчет за 2018 г. был представлен, отчет за 2018 г. об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в адрес Управления Росприроднадзора по адрес в установленный законом срок направлен почтой, в рамках проводимой проверки отчет не запрашивался, проверялся судьей районного суда и получил надлежащую оценку.
Судья правильно указал на то, что последним днем представления отчета являлось 24 марта 2019 г, однако из представленных данных следует, что отчет поступил только 02.04.2019 г, иные данные не представлены.
Данные факты указывают на наличие совершения административного правонарушения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, заключающемся в непредставлении отчета об организации и о результатах производственного экологического контроля за 2018 г. в срок до 25 марта 2019 г, лицами обязанными сообщать такую информацию.
Правоотношения в данном случае возникают в области охраны окружающей среды и природопользования, что указывает на наличие общественной опасности совершённого правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, имелась возможность для соблюдения положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за нарушение которой ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Учреждения, не усматривается.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 03-455/2019-1 заместителя главного государственного инспектора РФ по адрес Управления Росприроднадзора по адрес от 11 октября 2019 года и решение судьи Басманного районного суда адрес от 22 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении наименование организации Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.