Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" ФИО на постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей", УСТАНОВИЛ:
29 июня 2020 г. главным инспектором отдела государственного надзора инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследие ФИО в отношении ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г. ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" ФИО просит об отмене постановления судьи, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал на незаконность проведенной в отношении общества проверки, отсутствии в материалах дела доказательств вины общества и суровость назначенного административного наказания.
Защитник ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Защитник ФИО в интересах ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Против рассмотрения жалобы в отсутствие защитника ФИО не возражала.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие защитника ФИО.
Представитель Мосгорнаследие ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Дополнительно указала на то, что бездействие ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" приводит к разрушению объекта культурного наследия.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
В силу ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 202 г. N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.1 ст.40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Частью 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территории определяется государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде и ином пользовании на основании соответствующего охранного документа, в том числе охранного обязательства (ч. 1 ст. 21 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26).
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры; обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей уполномоченного органа с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории; обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями; хранить и при необходимости предоставлять уполномоченному органу документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории (ч. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, что ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" является собственником выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль усадьбы Братцева, XVIII - XIX вв. - Деревянный дом, 2-я половина XIX в. - начало XIX в.", расположенного по адресу: г. Москва, Светлогорский пр, д. 13, стр. 1 (далее - объект культурного наследия).
22 июня 2017 г. составлен акт технического состояния объекта культурного наследия N ДНК-16-44-579/7, который получен ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" 28 августа 2017 г.
Пунктом 3 данного акта технического состояния объекта культурного наследия на ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" возложена обязанность в срок до 30 июня 2019 г. разработать и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.
В июле 2019 г. по результатам контрольных мероприятий за исполнением вышеуказанных требований в связи с неисполнением п. 3 акта технического состояния объекта культурного наследия ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" выдано повторное требование об исполнении п. 3 названного акта в срок до 01 марта 2020 г.
03 апреля 2020 г. на основании задания от 27 марта 2020 г. N 216/2020и должностными лицами Мосгорнаследия проведены контрольно-надзорные мероприятия за исполнением ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" требований п. 3 вышеуказанного акта технического состояния объекта культурного наследия.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" длительное время не принимает исчерпывающих мер с целью сохранения объекта культурного наследия, проектная документация по сохранению объекта культурного наследия не подготовлена, разрешения на проведение научно-исследовательских работ не получено, что создает угрозу причинения вреда объекту культурного наследия.
Действия ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" квалифицированы по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении; предписанием от 22 августа 2017 г. N ПР-АТС-396/2017 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; актом технического состояния объекта культурного наследия от 22 июня 2017 г. ДНК-16-44-579/7 с фототаблицами к нему; выпиской из технического паспорта БТИ; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 08 июля 2019 г. N 474/2019и; отчетом о проведении указанных мероприятий от 26 июля 2019 г. N 474/2019и; предписанием о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия от 26 июля 2019 г. N ПР-АТС-474/2019и; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 27 марта 2020 г. N 216/2020и; отчетом о проведении указанных надзорных мероприятий от 03 апреля 2020 г. N 216/2020и; выпиской из реестра информации о выданных заданиях и разрешениях на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" состава вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы о том, что о незаконности проведенной проверки являются несостоятельными, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Так, из материалов следует, что на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 27 марта 2020 г. N 216/2020и и в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ должностными лицами Мосгорнаследия проведены мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия. По результатам мероприятий 03 апреля 2020 г. составлен отчет, с результатами которого ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" ознакомлено.
С учетом изложенного, оснований для применения положений ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" в совершении административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. назначено судьей ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и личности виновного. По своему виду и размеру назначенное ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" административное наказание соответствует содеянному и является справедливым.
Основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания и признания его чрезмерно суровым, учитывая описанные выше обстоятельства по делу, характер совершенного ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" административного правонарушения, отсутствуют.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ЗАО "Дом творчества "Братцево" Союза театральных деятелей" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Селивёрстова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.