Судья Московского городского суда Мисюра С. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам защитников ОАО "РЖД" Трипадуш С.Н., Дружковой А.Г. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 04.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги", УСТАНОВИЛ:
10.01.2020 и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
04.03.2020 постановлением судьи Мещанского районного суда ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3ст.11.15.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 тысяч рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитники ОАО "РЖД" Трипадуш С.Н, Дружкова А.Г. обратились с жалобами в Московский городской суд, в которых просят вынесенное по делу постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Законный представитель ОАО "РЖД" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил защитника Дружкову А.Г, которая доводы жалоб поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав объяснения защитника Дружковой А.Г, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из смысла ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований но обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ (п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).
В п. 5 и п. 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495, закреплены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также дополнительные требования к обязанностям субъектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, Сыктывкарской транспортной прокуратурой в декабре 2019 года проведена проверка исполнения требований законодательства об охранной деятельности на железнодорожных станциях Микунь, Човью, Койты и Сыктывкар, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
ОАО "РЖД" является собственником объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Сыктывкар и Микунь, то есть является субъектом транспортной инфраструктуры.
Железнодорожной станции Микунь, как объекту транспортной инфраструктуры, 31.08.2012 присвоена вторая категория, и она внесена в Реестр категорированных объектов (реестровый номер ЖСУ114085, 30.10.2013 утверждена оценка уязвимости указанного объекта).
Федеральным агентством железнодорожного транспорта 21.04.2014, 14.01.2015, 11.12.2015, 11.12.2015 были приняты решения об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Микунь в связи с недостатками, допущенными ОАО "РЖД" при его разработке.
До настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Микунь компетентным органом не утвержден.
Железнодорожной станции Сыктывкар, как объекту транспортной инфраструктуры, 30.05.2011 присвоена вторая категория, и она внесена в Реестр категорированных объектов (реестровый номер ЖСГ 114199, 30.11.2012 утверждена оценка уязвимости указанного объекта, 17.12.2015 утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры).
В ходе проверки выявлены нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности в Сольвычегодском центре организации работы железнодорожных станций.
В нарушение подп. 3 п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 (далее-Требование), которым установлена обязанность СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты ОТИ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (далее План) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства (далее АНВ) в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, Сольвычегодским центром организации работы железнодорожных станций сторонние подразделения транспортной безопасности не привлечены, собственное подразделение транспортной безопасности не сформировано.
Абз. 2 подп. 9 п. 5 Требований установлена обязанность СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, заверенные СТИ копии которых являются приложениями к Плану, в том числе: положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования СТИ подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения СТИ подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от АНВ приложениями к Плану являются копия положения (устава), привлеченного подразделения транспортной безопасности, и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Результаты дополнительной оценки уязвимости указанного ОТИ утверждены 06.08.2019 года, однако, в установленный срок не разработано и не утверждено положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности, копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, отсутствуют, в связи с чем положения абз. 2 подп. 9 п. 5 Требований не исполнены.
Кроме того, указанные объекты транспортной инфраструктуры находятся в эксплуатации ОАО "РЖД" длительное время. Ранее, в отношение ОАО "РЖД" проводились проверки рамках которых, были выявлены нарушения требований в области транспортной безопасности. ОАО "РЖД" неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, однако в течение длительного времени, имея возможность по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности, ОАО "РЖД" не исполняет требования законодательства о транспортной безопасности, что свидетельствует о бездействии и наличии умысла.
Так ОАО "РЖД" были направлены на утверждение в Росжелдор 22.10.2019 планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Микунь, Човью, Койты и Сыктывкар при том, что имеются нарушения при их составлении в области транспортной безопасности. В нарушение подп. 3 п. 5 и подп. 9 п. 5 Требований не образованы (не сформированы) и (или) не привлечены для защиты категорированных объектов транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Не смотря на это ОАО "РЖД" были направлены в Росжелдор указанные планы обеспечения транспортной безопасности с последующим получением отрицательного принятия решения (не утверждения планов) и дальнейшей волокитой в области обеспечения транспортной безопасности и защищенности указанных объектов от актов незаконного вмешательства или их угроз.
Между тем, вопреки требованиям закона, привлекаемое лицо, имея на то реальную возможность и будучи осведомленным о существующих требованиях транспортной безопасности, не приняло всех зависящих от него мер, направленных на исполнение своих обязанностей, направленных на реализацию мер по обеспечение транспортной безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" не предприняло в совокупности весь комплекс мер по исполнению требований Закона, что указывает на наличие состава административного правонарушения, выразившегося в действие (бездействие), а именно неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности совершенное умышленно.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ и подтверждаются: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.01.2020, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; решением о проведении проверки N 23/1-5-2019 от 14.11.2019; письмом РЖД N23/1-4-2019 от 11.12.2019; результатами оценки уязвимости; планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Сыктывкар ЖСГ 114199; иными письменными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отношении ОАО "РЖД" надлежащим должностным лицом Прокуратуры РФ, уполномоченным возбуждать дела об административном правонарушении в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 25.11 и ст.28.4 КоАП РФ, в постановлении имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматриваю.
Вопреки доводам жалобы, факт длительного, умышленного нарушения юридическим лицом обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, установлен и доказан, поскольку ОАО "РЖД" длительное время не прекращало неисполнение предусмотренных законом обязанностей, а именно: умышленно не исполняло требования по осуществлению транспортной безопасности. В связи с чем действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Утверждение защиты об отсутствии умысла организации в совершении вмененного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО "РЖД" безразлично относилось к возможности наступления общественно опасных последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "РЖД" приняло все зависящие от него меры по соблюдению транспортной безопасности, в суд не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии события правонарушения, со ссылкой на то, что организацией были приняты все исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований законодательства о транспортной безопасности, в отсутствие сформированного подразделения транспортной безопасности вызвано отсутствием планов обеспечения транспортной безопасности, которые не были утверждены, являлись предметом проверки судом первой инстанции, и при этом суд правомерно отверг эти доводы, как основанные на ином толковании закона.
Суд первой инстанции справедливо указал в постановлении, что ОАО "РЖД" не предприняло в совокупности всего комплекса мер по исполнению требований Закона, что указывает на наличие в его действиях состава административного правонарушения, выразившегося в умышленном бездействии - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.
Доводы о ненадлежащем извещении прокурором законного представителя организации на проведение процессуального действия - возбуждении дела об административном правонарушении, признаются несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностному лицу административного органа и судье необходимо выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (в настоящее время приказ N 423-п от 05.12.2014).
Согласно правил пп.1-2 ст.25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что о месте и времени возбуждении дела об административном правонарушении 10.10.2020 законный представитель АО "РЖД" извещался посредством электронного документооборота Центра документальной связи АО "РЖД". Сообщение прокурора о вызове руководителя организации для участия в процедуре возбуждения дела об административном правонарушении получено АО "РЖД" 30.12.2019, что подтверждается соответствующим электронным письмом.
Таким образом, должностным лицом прокуратуры приняты надлежащие меры по извещению законного представителя юридического лица о проведении процессуальных действий по делу об административном правонарушении. Нарушений процессуальных прав АО "РЖД" в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 КоАП Москвы не допущено.
Несогласие юридического лица с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения жалобы исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления судьи допущено не было.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Правонарушение было выявлено прокурором 13.12.2019, что подтверждается актом проверки, постановление вынесено судом 04.03.2020, то есть в пределах 3-х месячного срока.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 04.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобы защитников Трипадуш С.Н, Дружковой А.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.