Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" Саркисяна К.Р., поданную на решение судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Зеленоградского АО-заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Зеленоградскому АО Главного управления МЧС России по г. Москве от 26 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ТСН "Савелкинский проезд, дом 4", установил:
постановлением N номер заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Зеленоградского АО-заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Зеленоградскому АО ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" (далее также ТСН, Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2020 г. указанное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Саркисян К.Р. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе незаконное привлечение Товарищества к административной ответственности за нарушения пожарной безопасности, выявленных в результате проверки исполнения предписания; ТСН не является ответственным за пожарную безопасность лицом.
В судебное заседание законный представитель ТСН "Савелкинский проезд, дом 4", извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы по делу, не явился.
Защитники Обухов В.В, Саркисян К.Р. в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, настаивая на её удовлетворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитников Обухова В.В, Саркисяна К.Р, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Федеральным законом от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от дата N 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Постановлением Правительства РФ от дата N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработаны своды правил, устанавливающие: нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации (СП 5.13130.2009); общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений также установлены строительными нормами и правилами (СНиП дата*); нормы проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения (НПБ 88-2001).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со статьями 37, номер Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела дата в время ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" в помещениях здания и прилегающей территории по адресу: адрес, адрес допущены нарушения требований Федерального закона от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата N 390, а также сводов правил и строительных нормативов, предусматривающих противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению, а именно:
- в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта, в частности автоматическая установка пожаротушения находится не в работоспособном состоянии; система противодымной защиты здания (подпор воздуха при пожаре в отсеки лестничной клетки Н2, в лифтовой холл подвального этажа и дымоудаления из общих поэтажных коридоров длиною более 15 метров без естественного освещения; автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится не в работоспособном состоянии; не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности данных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
- в нарушение адресст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.9, 6.27 СНиП дата* оборудование систем противодымной защиты находится не в отдельных помещениях, не выделенных противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости (27 этаж); помещения не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей 4-го типа; двери тамбуров перед лестничными клетками, двери лифтовых холлов на 15 этаже выполнены с пределом огнестойкости менее ЕI 60; помещения первого этажа не обеспечены эвакуационными выходами; помещение второго этажа не обеспечено вторым эвакуационным выходом; помещение четвертого этажа не обеспечено эвакуационными выходами;
- в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима, адресст. 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 13.3.6 СП 5.13130.2009, п. 13.3* НПБ 88-2001 при монтаже, ремонте и обслуживании автоматической пожарной сигнализации не соблюдены требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно расстояние от извещателя до отверстия системы вентиляции менее 1 метра (13 этаж помещение 1313, 11 этаж помещение 1102, 7 этаж помещения 702 и 713); горизонтальное расстояние от извещателей до электросветильников менее 0, 5 м (27 16 поэтажный общий коридор); помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют извещатели на 18 этаже помещение 1804, на 7 этаже помещения 703, 712, 714); в защищаемом помещении один пожарный извещатель (16 этаж помещения 1608, 1612, 1612А);
- в нарушение п. 58 Правил противопожарного режима помещение насосной станции не обеспечено схемой противопожарного водоснабжения и схемой обвязки насосов; на задвижках и насосных пожарных агрегатах отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
- в нарушение п. 59 Правил противопожарного режима не обеспечено проведение проверок работоспособности основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно) с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования;
-в нарушение п. 3.14 НПБ 104-03 звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя (2, 4 этаж);
- в нарушение пп. Б п. 36 Правил противопожарного режима на 1 этаже на путях эвакуации размещены торговые точки;
- в нарушение п. 3 адресст. 80 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений подвала, 4-го, 27-го и 28 - го этажей не обеспечено выполнение требований пожарной безопасности установленных в соответствии Федеральным законом N 123-ФЗ от дата.
Указанные действия ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки; устными показаниями свидетеля фио, фио; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых должностным лицом и судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о том, что ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" не является субъектом ответственности, поскольку не несет обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в здании по адресу: адрес, адрес нельзя признать состоятельным.
Как усматривается из материалов дела ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" является управляющей организацией здания по вышеуказанному адресу на основании решения общего собрания собственником помещений в здании по адресу: г. Москва, адрес дата (л.д. 195 т. 1); указанная форма управления на момент проведения внеплановой выездной проверки не изменялась. Следовательно, именно ТСН как управляющая организация несет ответственность за противопожарную безопасность имущества здания, обязано исполнять возложенные на него обязанности по соблюдению требований, в том числе пожарной безопасности; учитывая, что, осуществляя функции по управлению нежилым зданием с помещениями, Товарищество приняло на себя ответственность за соблюдение требований, в том числе пожарной безопасности, обеспечение их выполнения вне зависимости от действий либо бездействия третьих лиц, в том числе наименование организации, которое является лицом, предоставляющим эксплутационные услуги согласно трехстороннему соглашению от дата (л.д. 15 т. 1). При этом согласно имеющемуся в деле договору на предоставление эксплуатационных услуг на Заказчике, которым согласно указанному выше трехстороннему соглашению является ТСН "Савелкинский проезд, дом 4", лежит обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности (п. 2.4.2 Договора) (л.д. 18 т. 1).
Вопреки доводу жалобы из содержания распоряжения N 14 от дата видно, что внеплановая, выездная проверка ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" проводилась должностными лицами МЧС с целью контроля за исполнением предписания N 110\1\21 от дата
В рамках названной проверки должностное лицо, установив, что нарушение противопожарных требований продолжается, противоправное деяние не прекращено, обоснованно возбудило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт повторного обнаружения нарушения лицом требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от дата N 18-АД19-26.
Сам по себе порядок проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами пожарного надзора в отношении ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" нарушенным, а полученные в результате проведения данной проверки результаты незаконными, не имеется.
Объективных данных, указывающих на отсутствие перечисленных в акте проверки нарушений требований пожарной безопасности в момент проведения проверки, материалы дела не содержат и к жалобе таковых не представлено.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, дали надлежащую юридическую оценку действиям ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновности ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с принятыми по делу актами, постановленными с соблюдением требований КоАП РФ, не является основанием к их отмене.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, оно является справедливым и соразмерным целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности по делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" не усматривается.
Срок и порядок привлечения к административной ответственности ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.7, 30.9 КоАП РФ, решил:
решение судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 09 сентября 2020 года и постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Зеленоградского АО-заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по Зеленоградскому АО Главного управления МЧС России по г. Москве от 26 мая 2020 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" оставить без изменения, жалобу защитника ТСН "Савелкинский проезд, дом 4" Саркисяна К.Р. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.