Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Акбарова З.Э. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25.11.2020, которым фио 09.07.1993 г.р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на 7 суток, УСТАНОВИЛ:
24.11.2020 в отношении Акбарова З.Э. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ по факту оказания им неповиновения законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25.11.2020 Акбаров З.Э. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного ареста на 7суток.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Акбаров З.Э. просит постановление суда изменить, назначить ему наказание не связанное с административным арестом, ссылается на наличие у него заболеваний, препятствующих отбытию наказания.
Акбаров З.Э. в суде доводы жалобы поддержал.
Исследовав представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Акбарова З.Э, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы.
Согласно пунктам 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В силу пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 13 названного Закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Частями 3, 4 статьи 30 Закона о полиции установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Акбаров З.Э. 24.11.2020 примерно в время, находясь по адресу: адрес, оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а именно при проверке сотрудниками ГИБДД законности управления транспортным средством, закрылся в автомобиле "Хундай Солярис" г.р.з. Р339РУ799, стал препятствовать эвакуации транспортного средства, не открывал дверь автомобиля, на неоднократные требования выйти из автомобиля не реагировал, в связи с чем к нему была применена физическая сила и он был доставлен в отдел полиции.
Указанные действия Акбарова З.Э. квалифицированы по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Акбарова З.Э. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.11.2020, составленным в отношении Акбарова З.Э. по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ; объяснением Акбарова З.Э.; рапортом полицейского Агуреева Л.А.; протоколом от 25.11.2020 об административном задержании Акбарова З.Э.; параметрами поиска; протоколом о задержании транспортного средства; паспортом, водительским удостоверением Акбарова З.Э.;
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Акбарова З.Э. правильно квалифицированы по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, т.к. он совершил неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
При вынесении постановления суд учитывает, что Акбаров З.Э. как в суде первой инстанции, так в суде второй инстанции свою вину в совершении вмененного правонарушения признал, указав, что его действия, связанные с оказанием неповиновения сотрудникам ГИБДД были вызваны сомнением в законности их требований.
Согласно частям 3 и 4 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ, законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 15.09.2018) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно п. 11 Положения о ГИБДД, на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности в т.ч.:
-регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
-осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
Сотрудники ГИБДД вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда); освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным
лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Анализ вышеперечисленных положений Федерального закона "О полиции", а также Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления своей деятельности по охране общественного порядка в г.Москве с учетом сложившейся оперативной обстановки в обязанность полицейских входит вопрос о выявлении и задержании лиц, совершивших правонарушения.
В этой связи действия сотрудников полиции, выразившиеся в требовании покинуть принадлежащий Акбарову З.Э. автомобиль, в связи с отказом от прохождения медицинского освидетельствования и для эвакуации автомобиля, не противоречили положениям ст.13, 27, 28 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
В свою очередь действия Акбарова З.Э, выразившиеся в неисполнении вышеперечисленных законных требований сотрудников полиции, попытка воспрепятствовать эвакуации автомобиля правомерно расценены судом как неповиновение законным требованиям сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Постановление о привлечении Акбарова З.Э. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание в виде административного ареста на семь суток назначено Акбарову З.Э. в пределах санкции ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Между тем, обжалуемое постановление в части назначенного административного наказания подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно п. 1 ст. 3.3 КоАП РФ, административный арест применяется только в качестве основного административного наказания и в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
Согласно положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
В соответствии с положениями ст. 32.8 КоАП РФ, постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ, исполнение постановления об административном аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста. Срок приостановления административного ареста не засчитывается в срок отбывания административного ареста.
Данные положения также согласуются с п. 3 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ от 26.04.2013 "О порядке отбывания административного ареста".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2014 года N 1359 "Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста", псориаз (L40), является заболеванием, препятствующим отбыванию административного ареста.
При рассмотрении жалобы судом второй инстанции установлено, что Акбаров З.Э. имеет заболевание обостренный псориаз (L40), препятствующее отбыванию административного ареста, что подтверждено актом медицинской части 2-го Спецприемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту от 26.11.2020.
Сведений о том, что исполнение постановления об административном аресте в порядке ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей, вынесшим постановление, в материалах дела не имеется.
Судом апелляционной инстанции в ходе судебного заседания при рассмотрении жалобы также установлено, что постановление о назначении Акбарову З.Э. административного ареста приведено в исполнение, часть административного наказания в виде административного ареста была отбыта.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно постановлению судьи от 25.11.2020, срок начала отбытия административного наказания в виде административного ареста исчислен с момента административного задержания - с время 24.11.2020, административное наказание в виде административного штрафа, то есть уже другое административное наказание из предусмотренных санкцией ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, Акбарову З.Э. назначено быть не может, поскольку иное бы ухудшало положение лица, привлеченного к административной ответственности, ввиду двойного административного наказания за одно административное правонарушение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 25.11.2020 в отношении Акбарова З.Э. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, подлежит изменению, а Акбаров З.Э. освобождению от отбывания административного наказания в виде административного ареста.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 25.11.2020 в отношении фио 09.07.1993 г.р. изменить, в части назначенного административного наказания, освободив его от отбывания административного наказания в виде административного ареста.
В остальной части постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 25.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении фио оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.