Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Мальцевой Е.Г, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе межмуниципального отдела МВД России "Белозерский" на решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года (N 2а-125/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 16 июля 2020 года (N 33а-768/2020) по административному иску заместителя прокурора Вашкинского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу МВД России "Белозерский" о признании бездействия незаконным, возложению обязанности по устранению нарушения требований законодательства, регулирующего деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Вашкинского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Белозерский" (далее - МО МВД России "Белозерский"), в котором просил признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований законодательства, регламентирующего деятельность изоляторов временного содержания (далее - ИВС), в части обеспечения вещания общегосударственных программ через установленные в камерах ИВС радиодинамики; осуществления ремонта лакокрасочного покрытия стен камер ИВС и ремонта лакокрасочного покрытия чаш генуя и раковин в камерах ИВС; оборудования в санитарном приемнике ИВС дезинфекционной камеры; оборудования в ИВС кабинета медицинского работника (здравпункта); получения лицензии на осуществление медицинской деятельности; обеспечения ИВС лекарственными препаратами, перевязочным материалом в соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел; оснащения помещений ИВС приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами и психрометрами); оборудования помещений ИВС моечными ваннами для мытья посуды, локальной вытяжной системой с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, гибким шлангом с душевой насадкой; создания условий для прокаливания столовых приборов.
Заместитель прокурора, с учетом уточнения исковых требований, просил о возложении на административного ответчика обязанности по устранению указанных нарушений в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 30 октября 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - УМВД России по Вологодской области).
Решением Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года исковые требования заместителя прокурора Вашкинского района Вологодской области удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие МО МВД России "Белозерский", выразившееся в нарушении требований законодательства, регулирующего деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, и допущении в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции (по оперативному обслуживанию территории Вашкинского муниципального района) МО МВД России "Белозерский" повреждений лакокрасочного покрытия стен, чаш генуя и раковин в камерах ИВС, отсутствия в санитарном приемнике дезинфекционной камеры, в камерах ИВС радиовещания, недоукомплектованности аптечки для оказания первой помощи, отсутствия ванны для мытья столовой посуды с гибким шлангом и душевой насадкой, оборудованной локальной вытяжной системой, а также условий для прокаливания столовых приборов.
На МО МВД России "Белозерский" возложена обязанность в срок до 1 июня 2020 года устранить нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, устранить повреждения лакокрасочного покрытия стен камер ИВС, произвести замену чаш генуя и раковин в камерах ИВС, санитарный приемник изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отделения полиции (по оперативному обслуживанию территории Вашкинского муниципального района) МО МВД России "Белозерский" оборудовать дезинфекционной камерой, во всех камерах изолятора временного содержания обеспечить радиовещание, доукомплектовать аптечку для оказания первой помощи, установить ванну для мытья столовой посуды с гибким шлангом и душевой насадкой, которую оборудовать локальной вытяжной системой, обеспечить условия для прокаливания столовых приборов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 16 июля 2020 года решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года в части отклоненных административных исковых требований заместителя прокурора Вашкинского района Вологодской области отменено.
В отмененной части принято новое решение.
Признано незаконным бездействие МО МВД России "Белозерский", выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование в изоляторе временного содержания отделения полиции по оперативному обслуживанию территории Вашкинского муниципального района кабинета медицинского работника (здравпункта), получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, обеспечение изолятора временного содержания лекарственными препаратами, перевязочным материалом, оснащение помещения изолятора, в котором осуществляется хранение лекарственных средств, приборами для регистрации параметров воздуха.
На МО МВД России "Белозерский" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года устранить нарушения требований законодательства, регламентирующего деятельность изоляторов временного содержания: оборудовать в изоляторе временного содержания отделения полиции по оперативному обслуживанию территории Вашкинского муниципального района кабинет медицинского работника (здравпункт), получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, обеспечить изолятор временного содержания лекарственными препаратами, перевязочным материалом в соответствии с Инструкцией о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, оснастить помещение изолятора временного содержания, в котором осуществляется хранение лекарственных средств, приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами).
В кассационной жалобе на решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 16 июля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 8 сентября 2020 года, МО МВД России "Белозерский" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что на основании решения от 17 сентября 2019 года N в период с 17 по 20 сентября 2019 года была проведена прокурорская проверка исполнения ОП по Вашкинскому району МО МВД России "Белозерский" законодательства, регламентирующего условия конвоирования и содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
В ходе проверки установлено, что в камерах ИВС ОП по Вашкинскому району МО МВД России "Белозерский" - стены, чаши генуя и раковины в камерах ИВС имеют повреждения лакокрасочного покрытия, не осуществляется радиовещание; в санитарном пропускнике отсутствует дезинфекционная камера; отсутствуют медицинский кабинет и лицензия на осуществление медицинской деятельности, укладки для оказания первой медицинской помощи, приборы для регистрации параметров микроклимата (термометры, гигрометры и психрометры), в недостаточном количестве имеются лекарственные препараты и перевязочный материал; отсутствуют моечные ванны для мытья посуды с гибким шлангом и душевой насадкой, локальная вытяжная система с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, оборудование для прокаливания столовых приборов.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом.
Кроме того, 7 мая 2019 года Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ "МСЧ МВД России по Вологодской области" проведены внеплановые мероприятия в отношении ИВС ОП по Вашкинскому району МО МВД России "Белозерский" по надзору за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, результаты которых зафиксированы в акте от 20 мая 2019 года. Из акта следует, что пол и стены выкрашены масляной краской, отделка камер с дефектами (сколы, трещины), что не позволяет в полной мере проводить дезинфекцию поверхностей; туалет для персонала оснащен унитазом и раковиной, которая используется для мытья столовой посуды задержанных; медицинская часть в ИВС не предусмотрена проектом.
Результаты данных проверок административным ответчиком не оспаривались, в целях устранения выявленных нарушений им принимались меры - заключен договор об оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, направлен рапорт о необходимости дополнительного финансирования (рапорт от 23 октября 2019 год - приобретение двухсекционной ванны для мытья посуды, оборудованной гибким шлангом с душевой насадкой, локальной вытяжной системой, на косметический ремонт помещений ИВС, замену чаш генуя и раковин, оборудования для прокаливания столовых приборов, приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи).
Принятые административным ответчиком меры положительных результат в не дали, выявленные в ходе проверок нарушения не устранены.
Распоряжением начальника МО МВД России "Белозерский" от 1 ноября 2019 года N в связи с выявленными нарушениями законодательства деятельность ИВС ОП по Вашкинскому району МО МВД России "Белозерский" приостановлена до устранения недостатков.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на административного ответчика обязанности по устранению повреждений лакокрасочного покрытия стен, чаш генуя и раковин в камерах ИВС, по оборудованию санитарного приемника дезинфекционной камерой, по обеспечению радиовещания в камерах ИВС, по установке ванны для мытья столовой посуды с гибким шлангом и душевой насадкой, по оборудованию локальной вытяжной системы, по обеспечению условий для прокаливания столовых приборов, при этом счел возможным установить для ее исполнения срок до 1 июня 2020 года.
В остальной части суд первой инстанции отказал в удовлетворении административных исковых требований сославшись на то, что отдел "Белозерский" не относится к организациям здравоохранения, медицинскую деятельность не осуществляет, штатным расписанием отделения полиции по оперативному обслуживанию территории Вашкинского муниципального района должность медицинского работника не предусмотрена, с БУЗ Вологодской области "Вашкинская ЦРБ" заключен договор оказания медицинской помощи содержащимся в ИВС лицам, в результате чего пришел к выводу об отклонении требований оборудовать в изоляторе временного содержания кабинет медицинского работника (здравпункт), получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, обеспечить изолятор временного содержания лекарственными препаратами, перевязочным материалом в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов; основания для отклонения требования оснастить помещения изолятора приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами) не привел.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, сославшись на часть 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", инструкцию о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 года N 1115/475, в соответствии с которыми лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов организуют и осуществляют медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
Таким образом, Вологодский областной суд пришел к выводу о том, что права лиц, содержащихся в ИВС на оказание медицинской помощи по месту их нахождения (содержания) и лишь в необходимых случаях - в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения нарушены, требование законодательства МО МВД России "Белозерский" по обеспечению лиц, содержащихся в ИВС, кабинетом медицинского работника (здравпункта), его оснащение медицинским имуществом в соответствии с примерным табелем (приложение N 1 к Инструкции), наличие медицинского работника, а также получение лицензии на осуществление медицинской деятельности административным ответчиком не исполнено.
Кроме того, помещение ИВС, где осуществляется хранение лекарственных препаратов, не оснащено приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), что вступает в прямое противоречие с предписанием пункта 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 N 706Н.
Такие выводы судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года закреплено право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность в местах содержания под стражей.
Согласно статье 23 данного закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а, по возможности, телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Пунктом 14 Правил внутреннего распорядка ИВС установлено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
В соответствии с пунктом 42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Исходя из положений статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам, в том числе по освещенности, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Следует учитывать, что в соответствии с абзацем 10 статьи 1 вышеуказанного закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Доводы кассационной жалобы о необходимости включения реконструкции здания ИВС ОП по Вашкинскому району в Федеральную адресную инвестиционную программу и отсутствии возможности устранения нарушений в установленный решением суда срок основанием для отмены постановленных судебных актов не являются, поскольку данные камеры предназначены для временного пребывания граждан, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, длительность нахождения которых в данных помещениях определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством, поэтому данные помещения должны отвечать требованиям, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" и Федеральным законом "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений". Соблюдение указанных требований позволяет обеспечить безопасность здоровья и соблюдение прав лиц находящихся в указанных камерах.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены постановленных судебных актов первой и апелляционной инстанций, жалоба не содержит.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Данной совокупности в рассматриваемом деле не установлено.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 16 июля 2020 года без изменения, кассационную жалобу МО МВД России "Белозерский" - без удовлетворения.
Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 16 июля 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 24 ноября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.