Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А, Гутенёвой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-729/2020 по исковому заявлению Луконина Н. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) об обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Луконина Н. А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 10 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шкарупиной С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Луконин Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонному) (далее по тексту пенсионный орган, Управление) об обязании зачесть периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.01.1998 по 30.09.1999 подземным электрослесарем АООТ "Карагандакомир"; с 05.11.1999 по 31.01.2000 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт"; с 01.11.2000 по 31.12.2001 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт" и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 апреля 2019 года.
В обосновании таких требований истец указал, что решением Управления с 20 сентября 2019 года ему назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако, начиная с декабря 2019 года, выплата пенсии прекратилась в связи с принятием Управлением решения об отказе в установлении пенсии от 06 декабря 2019 года N 238188/19, согласно которому при повторной проверке пенсионного дела выявлена ошибка. При этом из пенсионного стажа Управлением исключены спорные периоды работы истца подземным электрослесарем предприятий, расположенных в Республике Казахстан.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 февраля 2020 года исковые требования Луконина Н.А. удовлетворены частично: на Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть в специальный стаж Луконина Н.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: с 01.01.1998 по 30.09.1999 подземным электрослесарем АООТ "Карагандакомир"; с 05.11.1999 по 31.01.2000 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт"; с 01.11.2000 по 31.12.2001 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт", и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 сентября 2019 года. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу Луконина Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 10 июня 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Лукониным Н.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой. В доводах жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, не применении закона, подлежащего применению, неправильное толкование закона, настаивает на том, что спорные периоды его работы в Республике Казахстан подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является:
- неприменение закона, подлежащего применению;
- применение закона, не подлежащего применению;
- неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения допущены по настоящему делу судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2017 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации".
С 01 января 2015 года страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что Луконин Н.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 19 июля 2012 года.
20 марта 2019 года Луконин Н.А. в возрасте 49 лет обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 02 июля 2019 года N 72840/19 в досрочном назначении страховой пенсии по страсти отказано по тому основанию, что с учетом представленных на момент обращения документов специальный стаж истца составил 8 лет 11 месяцев 5 дней.
20 сентября 2019 года истец повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 01 октября 2019 года N 238188/19 Луконину Н.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости с 20 сентября 2019 года.
06 декабря 2019 года Управлением принято решение N 238188/19, которым Луконину Н.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по тому основанию, что специальный стаж, требуемый для назначения льготной пенсии по состоянию на 20 сентября 2019 года должен составлять 10 лет, тогда как фактически специальный стаж истца составляет 7 лет 2 месяцев 6 дней.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы Луконина Н.А.: с 01.01.1998 по 30.09.1999 подземным электрослесарем АООТ "Карагандакомир"; с 5.11.1999 по 31.01.2000 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт"; с 01.11.2000 по 31.12.2001 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт".
Разрешая настоящий спор и удовлетворения требования Луконина Н.А. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды его работы: с 01.01.1998 по 30.09.1999 подземным электрослесарем АООТ "Карагандакомир"; с 5.11.1999 по 31.01.2000 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт"; с 1.11.2000 по 31.12.2001 подземным электрослесарем РГСП "Карагандаликвидшахт", суд первой инстанции исходил из того, что они предусмотрены Списками, работа в спорные периоды осуществлялась на территории Республики Казахстан при занятости в течение полного рабочего дня на подземных работах, а также на подземных работах во вредных и тяжелых условиях труда.
Не соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из анализа положений Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 следует, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства - участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства - участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136-1 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", вступившим в силу с 01 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан.
Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 01 января 1998 года не предусмотрено.
В связи с изложенным, ссылаясь на то, что в Республике Казахстан с 01 января 1998 года отсутствует такой вид пенсии, как досрочная пенсия в связи занятостью полный рабочий день на подземных работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца для определения его права на такую пенсию на территории Российской Федерации не могут быть включены спорные периоды его работы после 01 января 1998 года.
Между тем такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неверном применении и толковании норм материального права.
В рассматриваемом случае отмена института досрочный пенсий на территории Республики Казахстан сама по себе не является безусловным основанием для не включения спорного период работы истца в специальный страховой стаж.
Так, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.
Действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства - участника Соглашения, ограничивается только территориями государств - участников Соглашения. В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства - участники Соглашения, так и государства - участники Содружества.
Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств - участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.
Такое толкование пункта 2 статьи 6 Соглашение дано Экономическим судом СНГ N 01-1/6-04 от 07 апреля 2005 года.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 22 названных Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Из анализа перечисленных выше документов, которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, общепризнанных принципов и норм международного права, отмена института досрочных пенсий для работников, осуществляющих подземные работы на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов истца, имевших место в период после 01 января 1998 года и до 01 января 2002 года, в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции об отказе во включении в специальный стаж истца, приобретенного лицом, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на территории Республики Казахстан - участника Соглашения в период после 01 января 1998 года до 01 января 2002 года, являются необоснованными.
Занимаемая истцом должность подземного электрослесаря относится к Списку N 1 раздела 1 шифр профессии 1010100а, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года.
Материалы дела содержат документы, подтверждающие стажа работы истца в указанной должности, которым оценка судом апелляционной инстанции не дана.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела неправильно истолковал и применил к спорным отношениям изложенные нормативные положения, устанавливающие основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на досрочное назначение страховой пенсии, обжалуемый судебный акт не может быть признан законным.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 10 июня 2020 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 10 июня 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новгородский областной суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.