Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Бакулина А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске на решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 08 июля 2020 года по делу N2-466/2020 по иску Коноплева Валерия Васильевича к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда г. Мурманска от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 08 июля 2020 года, на ГУ УПФ РФ в г. Мурманске возложена обязанность включить в стаж работы Коноплева В.В. в районах Крайнего Севера период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 22 октября 1983 года по 14 ноября 1985 года. В удовлетворении иска в остальной части Коноплеву В.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 04 сентября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 18 сентября 2020 года, ответчик ГУ УПФ РФ в г. Мурманске просит об отмене решения Ленинского районного суда г. Мурманска от 16 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 08 июля 2020 года в части включения в стаж работы Коноплева В.В. в районах Крайнего Севера периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 22 октября 1983 года по 14 ноября 1985 года, с принятием по делу в данной части нового решения об отказе Коноплеву В.В. в удовлетворении иска.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Коноплева В.В. и представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Мурманске, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей до 01.01.2019) (далее - Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
С 1 января 2019 года указанная норма предусматривает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п.3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.09.2019 Коноплев В.В, 14.01.1964 года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в г.Мурманске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона.
Решением ГУ УПФ РФ в г.Мурманске от 27.09.2019 N218961 Коноплеву В.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из данного решения следует, что документально подтвержденный стаж истца по состоянию на дату обращения в пенсионный орган составил: страховой стаж, с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера, - 24 года 03 месяца 26 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 12 лет 02 месяца 20 дней, при требуемом не менее 14 лет.
В частности, из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом исключен период прохождения истцом срочной военной службы по призыву.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив, что истец проходил военную службу по призыву в районе Крайнего Севера и устроился на работу в организацию, также расположенную в районе Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, пришел к выводу, что период с 22.10.1983 по 14.11.1985 в соответствии с нормами действовавшего в то время законодательства подлежал включению в страховой стаж истца в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив, что на дату обращения Коноплева В.В. в пенсионный орган у него отсутствовал необходимый страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости (не менее 25 лет), суды не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требования истца о назначении пенсии с этой даты.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Президиумом Верховного Совета СССР 10.02.1960 был принят Указ "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым были предусмотрены льготы и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и распространении этих льгот на всех рабочих и служащих указанных районов, в том числе исчисление одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Во изменение и дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 26.09.1967 N1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", пунктом 2 которого предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Установив, что истец проходил службу в Советской Армии в районах Крайнего Севера, суды на основании Постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 N181, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", приняли решение о зачете периода действительной срочной военной службы истца в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как после окончания военной службы истец поступил на работу в районе Крайнего Севера не позднее трех месяцев (окончание военной службы - 14.11.1985, поступление на работу в Мурманское ремонтно-строительное управление N1 облремстройтреста НПРО "Севрыбпоиск" (г.Мурманск) 28.01.1986).
Таким образом, все обстоятельства, на которые ссылался ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы ответчика основаны на неправильном понимании им положений закона, регламентирующих право истца на зачет периода прохождения им службы в Советской Армии в стаж его работы в районах Крайнего Севера.
Утверждения ответчика о том, что зачет периода прохождения истцом службы в Советской Армии в стаж его работы в районах Крайнего Севера повлечет за собой уменьшение его страхового стажа и, как следствие, размера его будущей пенсии, ни на чем не основаны. При этом право на пенсию на момент рассмотрения настоящего дела у истца еще не возникло и в дальнейшем, при наступлении у него такого права, он не будет лишен возможности выбрать наиболее подходящий ему для назначения пенсии вариант исчисления его страхового стажа.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Мурманска от 16 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 08 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.