Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шкарупиной С.А, Бакулина А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 июня 2020 года по делу N 2-18/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском с последующими уточнениями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Калининграде, пенсионный орган) о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указал, что 27.11.2018 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии ему отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. При этом периоды работы истца в ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области" с 14.09.1998 года по 26.10.1998 года в должности врача-хирурга приемного отделения, с 27.10.1998 года по 12.11.2001 года в должности врача-хирурга дежуранта, а также с 22.06.2009 года по 30.11.2014 года в должности врача хирурга отделения гнойной хирургии и врача-хирурга диабетологического центра консультативно-диагностической поликлиники засчитаны в специальный стаж не в льготном - 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, а в календарном исчислении.
Не соглашаясь с таким решением пенсионного органа, истец ссылался на то, что, являясь врачом-хирургом больницы, оказывал плановую и экстренную хирургическую помощь, участвовал в оперативном лечении пациентов, просил обязать ответчика включить в специальный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию с 27.11.2018 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 сентября 2020 г, ФИО1, в лице представителя ФИО6, просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне слушания дела в суде кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 июня 2020 года по доводам жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, 31.05.1969 года рождения, 27.11.2018 года обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 30.01.2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный стаж истца, учтенный пенсионным органом, составил 27 лет 1 месяц 4 дня.
При этом спорные периоды работы истца в ГБУЗ "Областная клиническая больница Калининградской области" с 14.09.1998 года по 26.10.1998 года в должности врача-хирурга приемного отделения, с 27.10.1998 года по 24.09.2000 года и с 27.12.2000 года по 12.11.2001 года в должности врача-хирурга дежуранта, а также с 22.06.2009 года по 30.11.2014 года в должности врача хирурга отделения гнойной хирургии на 0, 75 ставки и врача-хирурга диабетологического центра консультативно-диагностической поликлиники на 0, 25 ставки засчитаны в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, на основании оценки представленных сторонами спора доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что поскольку льготный порядок исчисления стажа применим в отношении не всех врачей хирургов, а только врачей хирургов, работавших в отделениях хирургического профиля стационаров, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что истец в спорные периоды работал в отделении хирургического профиля стационара, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Также суд не усмотрел оснований для включения в специальный стаж периода работы с 22 июня 2009 г. по 30 ноября 2014 г. в должности врача-хирурга отделения гнойной хирургии на 0, 75 ставки и в должности врача-хирурга диабетологического центра консультативно-диагностической поликлиники на 0, 25 ставки в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, исходя из положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, указав, что в спорный период истец работал в должности врача хирурга отделения гнойной хирургии на 0, 75 ставки, и им не выработано количество часов в объеме полной ставки, а работа на 0, 25 ставки не связана с работой отделения хирургического профиля.
Соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из их толкования, верно указав, что поскольку специальный стаж истца составляет менее требуемых 30 лет, оснований для назначения Магомедову А.А. досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ с 27.11.2018 года, не имелось.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Закона следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом спорных периодов Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Оценив представленные доказательства, суды, пришли к правильному выводу, что подсчет специального стажа истца в оспариваемой части произведен пенсионным органом правильно, и оснований для зачета спорных периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вышеприведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, мотивированными, подтверждены исследованными доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, сделаны на основе правильно примененных норм права и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам, подробно изложены в судебных постановлениях.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, и возражений в кассационной жалобе, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.