Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-882/2019 по иску Булеева Алексея Сергеевича к начальнику ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФСИН России на решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав заключение прокурора Бахтиной Н.И, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Булеев А.С. обратился в суд с иском к начальнику ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области, просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 600 000 руб.
Определением Вельского районного суда Архангельской области от 1 октября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Министерство Финансов Российской Федерации.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 июля 2020 г, исковые требования Булеева А.С. к ФСИН России удовлетворены частично: с ФСИН России за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Булеева А.С. взыскана компенсация морального вреда 15 000 руб. В удовлетворении исковых требований Булеева А.С. к начальнику ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 3 ноября 2018 г. Булеев А.С, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного пунктами "а", "г" части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении которого судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, помещён в ФКУ СИЗО-3. После прохождения первичного медицинского осмотра и санитарной обработки истец был помещён в камеру N. В данной камере других лиц, заключенных под стражу, на тот момент не содержалось.
Ввиду медицинских показаний, инфекционного заболевания " "данные изъяты" и отсутствия иной возможности размещения с соблюдением требований статей 32 и 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ) 5 ноября 2018 г. Булеев А.С. на основании постановления начальника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области водворён в карцер N.
14 ноября 2018 г. Булеев А.С. этапирован в филиал "Больница ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России", в последующем освидетельствован с установлением "данные изъяты" по общему заболеванию.
По обращению истца в прокуратуру Архангельской области прокуратурой Вельского района проведена проверка, в результате которой установлены нарушения содержания обвиняемого, выразившиеся в водворении в канцер в отсутствие решения о наложении дисциплинарного взыскания. Созданные в помещении материально-бытовые условия не соответствовали требованиям, предъявляемым к оборудованию камер следственных изоляторов.
Обращение истца в суд обусловлено отсутствием законных оснований для водворения в карцер, в котором не созданы материально-бытовые условия.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Булеева А.С. к ФСИН России, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьёй 17 Конституции Российской Федерации, статьями 151, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 23, 32, 38, 40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, пунктами 18, 19, 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, приложением N 8а к Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах и в тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 204-ДСП, исходил из того, что содержание лица в карцере является мерой ответственности за невыполнение установленных обязанностей в местах лишения свободы, вследствие чего условия содержания в нём более жесткие, чем при отбывании наказания. Материально-бытовые условия камеры и карцера различны.
Отсутствие в следственном изоляторе камер, выделяемых под карантин, помещений медицинской части (здравпункта), предназначенных для лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, не освобождает соответствующий орган от исполнения установленных законом обязанностей.
Сам по себе факт незаконного водворения истца в карцер признан судом доказательством несения нравственных страданий. Принимая во внимание отсутствие прямой причинно-следственной связи ухудшения состояния здоровья в результате нахождения в карцере, необеспечение в полном объёме необходимыми материально-бытовыми условиями, учитывая соразмерность нарушенного права истца, срока содержания в карцере, а также требования разумности и справедливости, взыскал с главного распорядителя денежных средств по ведомственной принадлежности компенсацию морального вреда в присуждённом размере.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России о необходимости изолирования инфекционно больного и отсутствия в учреждении помещений, кроме карцера, оборудованных инвентарём для камер, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 2 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.