Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Ирышковой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года по делу N2-4076/2019 по иску Коншиной Ирины Валентиновны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Архангельску о взыскании невыплаченной части денежного содержания и компенсаций в связи с увольнением.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коншина И.В, проходившая государственную гражданскую службу в ИФНС России по г.Архангельску с 05.02.1999 по 18.07.2018 и уволенная в связи с сокращением занимавшейся ею должности старшего госналогинспектора отдела ввода данных, обратилась в суд с требованиями о взыскании с Инспекции сумм недоплаты причитавшихся ей в связи с увольнением компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации на период трудоустройства за пятый и шестой месяц со дня увольнения в общем размере 104.634 руб. 78 коп, а также компенсации за неиспользованный отпуск в размере 28.569 руб. 22 коп.
В обоснование заявленных требований истица указала, что размер её денежного содержания в целях расчета вышеназванных выплат был определен ответчиком неправильно: не учтены суммы премий, выплаченных в порядке материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 12 декабря 2019 года с ИФНС России по г. Архангельску в пользу Коншиной И.В. взыскана задолженность в размере 133.204 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 10.000 руб. В удовлетворении иска в остальной части Коншиной И.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 12 декабря 2019 года изменено.
С ИФНС по городу Архангельску в пользу Коншиной И.В. взыскана задолженность в размере 133.007 руб. 58 коп, расходы на оплату услуг представителя в размере 10.000 руб, а всего - 143.007 руб. 58 коп. В удовлетворении иска в остальной части Коншиной И.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде 23 сентября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 07 октября 2020 года, ответчик ИФНС России по городу Архангельску просит об отмене решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 12 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Коншиной И.В. и представителя ответчика ИФНС России по городу Архангельску, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами, Коншина И.В, проходившая у ответчика гражданскую службу с 05.02.1999 в должности старшего государственного налогового инспектора отдела ввода данных, была уволена 18.07.2018 на основании пункта 8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
В связи с увольнением по данному основанию истице Коншиной И.В. была выплачена компенсация за 48 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная ч.3.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, а также компенсация на период трудоустройства за пятый и шестой месяц со дня увольнения, предусмотренная частью 3.2 той же статьи.
В период службы истице выплачивались премии (в виде материального стимулирования и разовые премии), суммы которых не были учтены при расчете размера её денежного содержания в целях определения вышеназванных компенсаций: за июль 2017 г. - в размере 40.462 руб. 47 коп, в августе 2017 г. - 16.000 руб, в сентябре 2017 г. - 47.476 руб. 32 коп, в декабре 2017г. - 27.495 руб. 07 коп, в феврале 2018 г. - 9.972 руб, в апреле 2018 г. - 28.191 руб. 69 коп, в мае 2018 г. - 13.296 руб, в июне 2018 г. - 16.620 руб.
Указанные премии выплачивались на основании писем УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2017 и 2018 гг, а также изданных на основании данных писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г. Архангельску о выплате премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями пункта 4 ч.1 ст.14, Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, устанавливающей гарантии прав гражданского служащего в области оплаты труда, а также частей 1, 2, 5 и 10 ст.50 того же Закона, определяющих состав денежного содержания гражданского служащего.
Частью 2 ст.50 Закона (в редакции, действовавшей на момент увольнения Коншиной И.В.) предусматривалось, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4; ежемесячное денежное поощрение (пункт 5); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 6).
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абз.1 п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абзацу первому 1 п.8 Правил в случаях, предусмотренных подп. "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Тем же пунктом (абзац второй) предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. "а" - "г" пункта 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В свою очередь, в пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в пункте 2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении, а также выплаты денежного содержания за период отпуска.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 ст.51 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктом 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При разрешении спора суд по существу согласился с доводами ответчика о том, что в составе денежного содержания гражданского служащего (в целях определения размера компенсационных выплат) подлежат учету только выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда.
Вместе с тем судом принято во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
На основе анализа этих нормативных положений суд сделал вывод о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, компенсации на период трудоустройства.
В подтверждение данного выводы суд указал на приведенные выше положения ч.3 ст.51 Федерального закона, по смыслу которых фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
Судом учтено содержание письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N14-04-05/34482, где на основе положений статей 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением N238-7.
Проверив произведенный истицей расчет недоплаты, суд положил его в основу решения о взыскании в пользу Коншиной И.В. неполученных сумм.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно исследовав представленные ответчиком по запросу суда копии писем ФНС России о выделении бюджетных ассигнований в 2017 и 2018 гг, копии приказов о премировании и положения о выплатах гражданским служащим, утвержденного приказом ИФНС России по г.Архангельску от 10.03.2010, и указав на то, что факт выплаты разовых премий за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований являться не может, так как Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрено, что при исчислении месячного денежного содержания учитываются только выплаты, производимые за счет установленного фонда оплаты труда.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N14-04-05/34482 официально не опубликованы, при этом постановление относится к 2014 году, который не входил в расчетный период для определения размеров спорных выплат Коншиной И.В, суд апелляционной инстанции указал, что они не влияют на правильность выводов суда о том, что выплачиваемые разовые премии входят в состав денежного содержания и учитываются при расчете месячного денежного содержания для оплаты ежегодного отпуска и компенсаций при увольнении.
Решение суда первой инстанции было изменено судом апелляционной инстанции только в части размера подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы компенсации за неиспользованный отпуск, которая была рассчитана данным судом исходя из 47, 67, а не 48 календарных дней неиспользованного отпуска.
Выводы судебных инстанций являются по существу правильными, не противоречат нормам материального права и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Действительно, из приведенных судами нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих.
Довод кассационной жалобы о том, что в части 3 ст.51 Федерального закона речь идет об отдельных федеральных государственных органах и что не имеется оснований для отнесения к их числу налоговых органов, нельзя признать состоятельным, поскольку из данного положения закона не следует, что какими-либо нормативными актами должен предусматриваться исчерпывающий перечень таких государственных органов; оно лишь указывает, что в отношении отдельных органов формирование фонда оплаты труда может осуществляться за счет дополнительных средств, в том числе на основании нормативно-правовых актов о дополнительных выплатах.
Ссылка судов на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N14-04-05/34482 не свидетельствует о применении ими нормативного акта, не подлежащего применению, поскольку в данном письме фактически содержится лишь толкование положений законодательства о гражданской службе, на основе которого сделан вывод о том, что бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 N238-7, подлежат учету при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении спора подлежали учету разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от 15.07.2014 N14-04-05/34482.
При этом фактические обстоятельства, отраженные в судебных постановлениях, а также содержание писем Федеральной налоговой службы о выделении бюджетных ассигнований в 2017 и 2018 гг, исследованных судом апелляционной инстанции, указывают на то, что материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим Указом решений Правительства Российской Федерации (в частности, постановления от 23.02.2017 N228-7), которыми предусматривались в 2017 и 2018 гг. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Соответствующие решения Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований, не носящие нормативного характера, к материалам дела не приобщены, однако в данном случае обязанность представить их в целях обоснования иного правового статуса спорных выплат нес ответчик, который, таким образом, доводы истицы не опроверг.
Вместе с тем из изложенного выше следует, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, т.е. имеет правовую природу, отличную от выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и разработанным на его основании Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 N90н, поскольку указанные выплаты производились за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входили в состав денежного содержания гражданского служащего.
Выводы судов соответствуют правовым позициям, которые неоднократно высказывались Верховным Судом Российской Федерации в судебных постановлениях по аналогичным делам: определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 2-КГ17-4, от 28.08.2017 N 2-КГ17-13, от 03.06.2019 N 34-КГ19-1, от 01.07.2019 N 34-КГ19-2 и другие.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 12 декабря 2019 года с учетом его частичного изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года, а также само апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.