Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А, при секретаре
Пигалевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года N 145 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016-2018 гг." в части пунктов 1, 2 Приложения N 2 в редакции приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 14 декабря 2017 года N 139 "О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области" в части пункта 2.1, 2.2, возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта по апелляционной жалобе акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" на решение Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя АО "ЦМК-Энерго" ФИО1, представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области ФИО2, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
АО "ЦМК-Энерго" обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17 декабря 2015 года N 145 в части пунктов 1 и 2 Приложения N 2 в редакции приказа Управления от 14 декабря 2017 года N 139 (далее - оспариваемый приказ) в части пункта 2.1, 2.2, с даты внесения изменений, возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта.
Решением Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "ЦМК-Энерго" ставится вопрос об отмене решения Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильном применении норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы АО "ЦМК-Энерго" Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ЦМК-Энерго" ФИО3 участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области ФИО4 участвующие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия приходит к следующему.
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. N440-пП является органом исполнительной власти Пензенской области, осуществляющим государственное регулирование цен(тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Пензенской области.
17 декабря 2015 года Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также - Управление, орган регулирования, тарифный орган) принят приказ N 145 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016 - 2018 гг." (далее - приказ от 17 декабря 2015 года N 145).
Согласно пункту 2 указанного выше приказа установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2016 - 2018 годы, в том числе акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" (далее - АО "ЦМК-Энерго", общество, регулируемая организация), с календарной разбивкой по полугодиям и территории оказания услуг согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
14 декабря 2017 года Управлением принят приказ N 139 "О внесении изменений в отдельные приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению в Пензенской области" (далее - приказ от 14 декабря 2017 года N 139).
Согласно пункту 2.1 указанного выше приказа внесены изменения в приказ от 17 декабря 2015 года N 145, пункт 1 приложения N 2 к приказу изложен в новой редакции: на 2018 год тариф на тепловую энергию (мощность) для "адрес" установлен: для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на I полугодие 2018 года - в размере 1 640, 75 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года - 1 729, 41 руб./Гкал; для тарифной группы "население" на I полугодие 2018 года - в размере 1 936, 08 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года - 2 040, 0 руб./Гкал.
Пунктом 2.2 приказа от 14 декабря 2017 года N 139 пункт 2 приложения N 2 к приказу изложен в новой редакции на 2018 год тариф на тепловую энергию (мощность) для "адрес" "адрес" установлен: для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения, на I полугодие 2018 года - в размере 1 547, 62 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года - 1 635, 58 руб./Гкал; для тарифной группы "население" на I полугодие 2018 года - в размере 1 826, 20 руб./Гкал, на II полугодие 2018 года - 1 929, 98 руб./Гкал.
По мнению административного истца, указанный приказ в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основам ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, Методическим указаниям по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, поскольку орган регулирования оспариваемым приказом установилна 2018 год тарифы на тепловую энергию (мощность) ниже экономически обоснованных, при определении величины необходимой валовой выручки не принял в полном объеме экономически обоснованные затраты общества по операционным расходам, неправильно определилнеподконтрольные расходы общества по статьям затрат: "водоотведение", "амортизация основных средств и нематериальных активов", "отчисления на социальные нужды", на энергетические ресурсы по статьям "расходы на топливо", "расходы на электрическую энергию", необоснованно занизил расчетную предпринимательскую прибыль.
Поскольку операционные расходы установлены на 2018 год путём индексации базового уровня, с использованием в числе прочего индекса изменения активов, который Управлением необоснованно был рассчитан равным нулю, их размер определён в необоснованно заниженном размере. Тарифный орган не учёл в необходимой валовой выручке выпадающие доходы за 2015 и 2016 годы.
Также общество полагает, что Управлением допущено существенное нарушение процедуры принятия приказа от 14 декабря 2017 года N 139, поскольку в экспертном заключении, предшествующем его принятию, не приведено оснований, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величин, произведённого расчёта. В экспертном заключении Управления при корректировке расходов по статьям неподконтрольных расходов указаны расходы общества без учёта уточнённой заявки, поданной 19 июля 2017 года.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования тарифов в пределах предоставленных полномочий и не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075; Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования.
В силу пункта 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определённых органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования её деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении в числе методов регулирования тарифов предусмотрен метод индексации установленных тарифов.
При расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимой валовой выручке в числе текущих расходов учитываются операционные расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации (пункты 71, 73 Основ ценообразования).
Как следует из пункта 71 Основ ценообразования и пункта 35 Методических указаний N 760-э при установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования до начала такого периода исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчётной предпринимательской прибыли.
При корректировке долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточнённых значений прогнозных параметров регулирования по формуле, одним из слагаемых которой являются скорректированные операционные (подконтрольные) расходы (пункт 72 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
Согласно пункту 33 Методических указаний базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний.
Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.
Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы организации устанавливаются путём индексации базового уровня операционных расходов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ЗАО "ЦМК-Энерго" (с 24 декабря 2018 года - АО "ЦМК-Энерго"), осуществляющее регулируемую деятельность по производству, поставке потребителям тепловой энергии, 28 апреля 2017 года представило в тарифный орган расчётные материалы по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2018 год (т. 1 л.д. 61-63).
Орган регулирования согласно приказу от 17 мая 2017 года открыл дело о корректировке тарифов на тепловую энергию для потребителей на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 годы.
По результатам проведённой экспертизы экономической обоснованности предложения АО "ЦМК-Энерго" о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 годы экспертной группой составлено экспертное заключение, утверждённое начальником Управления (т. 5 л.д. 145-150).
Экспертное заключение рассмотрено на заседании правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 14 декабря 2017 года и принято единогласное решение о корректировке одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям АО "ЦМК-Энерго" на 2018 год (т. 5 л.д. 141-144).
В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Признавая экспертное заключение Управления соответствующим требованиям указанных выше правил, суд первой инстанции правомерно отметил, что отсутствие в нём обоснования исключения из расчёта необходимой валовой выручки отдельных статей расходов не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оценивая довод административного истца о том, что в экспертном заключении Управления при корректировке расходов по статьям неподконтрольных расходов указаны расходы Общества без учета уточненной заявки, поданной 19 июля 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство, регламентирующее порядок тарифного регулирования, не предусматривает возможности изменения поданного в установленные сроки (до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования) предложения регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и заявления о выборе метода регулирования тарифов, в связи с чем доводы административного истца о необоснованности установленного тарифа ввиду неучёта поданной им 19 июля 2017 года в адрес Управления заявки с уточнением ряда плановых показателей судом признаны несостоятельными.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Управления, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
При проверке доводов административного истца о несоответствии оспариваемого приказа федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО "ЦМК-Энерго" применён метод индексации установленных тарифов.
Период с 2016 года по 2018 год является для регулируемой организации первым долгосрочным периодом регулирования, 2016 год - базовый год долгосрочного периода, 2018 год - третий расчётный период долгосрочного периода регулирования.
17 декабря 2015 года Управлением по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области принят приказ N 145 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области для ЗАО "ЦентрМетроКом-энерго" на тепловую энергию на 2016-2018 годы".
При проведении расчета тарифа на тепловую энергию учитывались исходные параметры роста цен на энергоресурсы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанным Минэкономразвития России, и прирост затрат на оплату труда на уровне потребительской инфляции.
Базовый уровень операционных расходов, установленный на 2016 год, составил- 28 130, 35 тыс. руб, на 2017 год - 29 157, 95 тыс. руб. с применением соответствующих индексов.
Оценка законности базового уровня операционных расходов, установленного приказом Управления от 17 декабря 2015 года N 145, стороной административного истца в суде первой инстанции не оспаривалась.
В соответствии с пунктом 33, подпунктом 2 пункта 34 Методических указаний при расчёте долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчётный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе размер активов, который в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя равен количеству условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления этой деятельности, в соответствии с приложением 2 к названным методическим указаниям.
Необходимая валовая выручка включает расходы на энергоресурсы, операционные расходы, неподконтрольные расходы.
Согласно экспертному заключению при корректировке долгосрочного тарифа на 2018 год размер операционных расходов АО "ЦМК-Энерго" на 2018 год определён тарифным органом исходя из долгосрочных параметров регулирования, установленных на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов в соответствии с разделом V Методических указаний в размере 29 934, 43 тыс. руб.
Неподконтрольные расходы определены в размере 6892, 77 тыс.руб.
Из материалов дела следует, что АО "ЦМК-Энерго" на 2016, 2017 годы заявлялись активы в следующих размерах: установленная тепловая мощность 84, 5 Гкал/ч, количество условных единиц- 303, 43, однако ввиду не подтверждения данных величин обосновывающими документами, тарифным органом данные параметры установлены в иных размерах, индекс изменения активов определен равным нулю.
В предложении АО "ЦМК-Энерго" от 28 апреля 2017 года об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год индекс изменения количества активов указан в размере 0, 4 с учётом величин, заявляемых в предыдущих периодах регулирования и принятых органом регулирования: установленная тепловая мощность - 84, 5 Гкал/ч, количество условных единиц - 303, 43.
В представленном уточнённом расчёте от 19 июля 2017 года данный индекс установлен равным нулю, сам расчёт индекса не представлен.
Управление определило нулевой индекс изменения количества активов АО "ЦМК-Энерго", поскольку доказательства, подтверждающие изменение в течение долгосрочного периода регулирования количества активов АО "ЦМК-Энерго", в материалы тарифного дела не были представлены, состав документов, подтверждающий наличие активов, остался неизменным.
При этом Управление исходило из показателя активов равного 284, 94 условных единиц (от заявленного 303, 4 условных единиц), установленной тепловой мощности источника тепловой энергии- 63, 63 Гкал/ч (от заявленного 84, 50 Гкал/ч).
Тарифным органом, с учётом протяжённости теплотрасс - 22, 4648 км, указанной в свидетельствах о государственной регистрации права собственности (т. 6 л.д. 32-42), среднего диаметра тепломагистрали - 116, 6244 мм, предусмотренного в технических паспортах на указанные объекты, отсутствия на балансе административного истца тепловых узлов, подкачивающих насосных станций (т. 6 л.д. 101-133), в соответствии с таблицей приложения 2 к Методическим указаниям и предусмотренными в ней коэффициентами - количества условных единиц на единицу измерения (11, 0; 0, 06) определена одна из составляющих количества условных единиц, относимых к активам организации:
269, 52 = (22, 4647 км * 11) + (16, 6244 км * 0, 06* 22, 4247 км) (т.5 л.д. 217).
Расчётная присоединительная тепловая мощность по трубопроводам определена Управлением в размере 30, 84 Гкал/ч как сумма максимальной расчётной часовой тепловой нагрузки отопления и среднего часового расхода (нагрузки) тепловой энергии за сутки, используемой для приготовления горячей воды.
Плановый объём полезного отпуска тепловой энергии потребителям принят на 2018 год в размере 73 888 Гкал, в том числе: на отопление - 71 716 Гкал; на горячее водоснабжение - 2 172 Гкал.
В обоснование заявленной расчётной присоединительной мощности, равной 38, 702 Гкал/ч, регулируемой организацией представлена таблица, содержащая реестр потребителей, отапливаемых объёмов зданий.
Однако поскольку документы, подтверждающие числовые значения, приведённые в таблице (технические паспорта зданий с указанием отапливаемых площадей и объёмов), расчёт нормативов расхода тепла в год, расчётной тепловой нагрузки в материалы тарифного дела не представлены, максимальная расчётная часовая нагрузка рассчитана Управлением исходя из планируемого объема полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год с учётом климатических параметров региона и продолжительности функционирования систем отопления в планируемый период.
Судом первой инстанции правильно сделан вывод, что данная величина обоснованно определена Управлением по формуле 19 Приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, расчёта количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, в размере 30, 42 Гкал/ч.
Суммарная нагрузка системы горячего водоснабжения за отопительный период заявлена обществом в размере 0, 434 Гкал/ч или 0, 0021 Гкал/ч в сутки; в обоснование указанных величин представлен соответствующий расчёт, произведённый исходя из продолжительности отопительного периода 207 суток.
Признавая правомерным расчёт среднего часового расхода (нагрузки) тепловой энергии, произведенный Управлением, суд первой инстанции руководствовался установленной в соответствии со СНиП 23-01-00* продолжительностью отопительного периода, составляющей 200 суток (0, 42 Гкал/ч = 0, 0021 Гкал/час в сутки * 200 дней).
Следовательно, расчётная присоединительная тепловая мощность по трубопроводам определена Управлением обоснованно и с учётом округления составила:30, 84 Гкал/ч = 30, 42 Гкал/ч + 0, 42 Гкал/ч.
Согласно приложению 2 к Методическим указаниям для перевода в условные единицы данная величина принимается с учётом коэффициента 0, 5, то есть в настоящем случае составляет 15, 421 условные единицы (с учётом округления).
Доводы административного истца об ином исчислении данной величины обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, как не учитывающие положения приведённого выше законодательства.
Полученное в результате суммирования указанных выше условных единиц количество активов на 2018 год ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" составило 284, 94 условных единиц, с чем суд первой инстанции обоснованно согласился.
После анализа состава, технических характеристик установленного оборудования и необходимого для осуществления регулируемой деятельности уровня мощности с учётом резерва Управлением определена установленная тепловая мощность источника тепловой энергии в размере 63, 63 Гкал/ч. При этом уменьшен размер установленной мощности от заявленной обществом в размере 84, 5 Гкал/ч по котельным N 1, 3, 4, 9, 11, 12, что связано с избыточностью состава оборудования, задействованного в осуществлении регулируемой деятельности (т. 5 л.д. 216).
Кроме того, Управлением скорректирован расчёт установленной мощности по котельной N 14 ввиду неверного его определения для установленного котла ДКВР 6, 5/13 равной 6, 5 Гкал/ч. В техническом отчёте по режимно-наладочным испытаниям котлов в котельной Сердобская КЭЧ от 2005 года содержатся технические характеристики, в том числе для котла ДКВр-6, 5/13 (т. 5 л.д. 214-215), согласно которым его номинальная паропроизводительность составляет 6, 5 тонн пара в час при давлении 13 атмосфер, что соответствует 4, 0625 Гкал/ч.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что Управлением учтены расходы тепловой энергии на собственные нужды котельной, потери в котельной и сетях систем теплоснабжения. Размер данных величин верно определён Управлением в соответствии с положениями пунктов 51-52 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утверждённого приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 года N 323.
Как правильно отметил суд первой инстанции, состав правоустанавливающих документов, представленных организацией при корректировке тарифов на 2017 год и 2018 год, не изменялся. Доказательств изменения количества активов АО "ЦМК-Энерго" на 2018 год относительно активов организации на 2017 год в материалы тарифного дела не представлено, что свидетельствует о правильности определения индекса изменения активов в нулевом размере.
Доводы административного истца о неучёте тарифным органом Инвестиционной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города "адрес" ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" на 2018 год обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
Как следует из материалов дела, приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16.10.2017 года N 84 утверждена инвестиционная программа ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города "адрес" на 2018 год.
Как следует из п. 1 Приказа N 84, источниками финансирования Инвестиционной программы являются привлеченные средства и прочие источники финансирования, не учитываемые в необходимой валовой выручке организации при установлении тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, утверждение Инвестиционной программы не повлекло необходимость учета в необходимой валовой выручке ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" средств на ее реализацию.
Учитывая, что источниками финансирования Инвестиционной программы не являлись устанавливаемые тарифы и средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Управлением в соответствии с положениями п. 66 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки на 2018 год обоснованно не учитывались показатели Инвестиционной программы и затраты на ее реализацию.
Довод административного истца о неправильности определения индекса изменения активов ввиду неучёта Управлением при установлении тарифа фактической протяжённости сетей горячего водоснабжения и расчётной присоединительной тепловой мощности по ним какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтвержден.
Так, при подаче заявления о корректировке тарифа от 28 апреля 2017 года в подтверждение права собственности на объекты АО "ЦМК-Энерго" представлены свидетельства о государственной регистрации права на котельные, тепловые сети (т. 5 л.д. 32-42), земельные участки. Данные документы приняты Управлением, в связи с чем количество условных единиц определено исходя из сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что представленный в материалы административного дела расчёт административного истца количества условных единиц, относимых к активам организации (т. 6 л.д. 43-46), в качестве исходных данных использует сведения о протяжённости тепловых сетей от котельных N 1, N 7, N 9, N 11, отличные от сведений, содержащихся как в свидетельствах о государственной регистрации права собственности, так и технических паспортах, что делает данный расчёт недостоверным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности определения регулирующим органом операционных расходов на 2018 год с использованием индекса изменения активов равного нулю, при этом правильно отметил, что состав правоустанавливающих документов на имущественный комплекс, представляемый АО "ЦМК-Энерго" в тарифное дело с 2016 года не менялся; обстоятельство его неизменности при расчёте индекса изменения количества активов с использованием данных об отличной от предыдущего года протяжённости тепловых сетей свидетельствует о недостоверности представленного обществом расчёта индекса изменения количества активов, равного 0, 4.
Доводы административного истца о необходимости применения индексов с начала календарного года судом первой инстанции обоснованно отклонены исходя из следующего.
В соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учёта налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учёта налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Во втором полугодии 2017 года - предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря 2017 года для АО "ЦМК-Энерго" действовали тарифы, установленные приказом Управления от 17 декабря 2015 года N 145, в следующих размерах:
- тариф на тепловую энергию (мощность) для "адрес" для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения - в размере 1 640, 75 руб./Гкал, для тарифной группы "население" - в размере 1 936, 08 руб./Гкал, - тариф на тепловую энергию (мощность) для "адрес", для тарифной группы потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схемам подключения - в размере 1 547, 62 руб./Гкал, для тарифной группы "население" - в размере 1 826, 20 руб./Гкал.
При регулировании тарифов на первое полугодие 2018 года Управление исходило из требования пункта 15 Основ ценообразования.
С учётом вышеприведённых обстоятельств, установленные приказом Управления на первое полугодие 2018 года тарифы определены в соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования в размере, не превышающем соответствующие тарифы, установленные на второе полугодие 2017 года.
При оценке доводов административного истца о необходимости включения в состав неподконтрольных расходов на 2018 год затрат на оказание коммунальных услуг по водоотведению, связанных с наличием в котельных раковин и душевых, суд первой инстанции исходил из следующего.
Расходы на водоотведение в неподконтрольных расходах на 2016-2018 годы были заявлены обществом на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с ООО " "данные изъяты""
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования "неподконтрольные расходы" - расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования по снижению расходов.
Пунктом 62 Основ ценообразования и пунктом 39 Методических указаний установлен закрытый перечень расходов, включаемых в неподконтрольные расходы регулируемой организации, который не предусматривает статьи затрат "расходы на коммунальные услуги".
Указанные расходы в силу подпункта 5 пункта 37 Методических указаний учитываются в составе операционных расходов.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что расходы на водоотведение являются коммунальными услугами и не могут быть учтены по статье "расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности".
Кроме того, как следует из письменного ответа главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности по водоотведению в "адрес" в 2015 году, являлось МУП " "данные изъяты"".
При корректировке тарифов на 2018 год орган регулирования по отдельным статьям затрат "амортизация основных средств", "отчисления на социальные нужды" уменьшил заявленные величины, провел экспертизу представленных расчётных материалов и предложений и снизил заявленный размер необходимой валовой выручки, посчитав отдельные расходы регулируемой организации экономически необоснованными.
Заявляя о необоснованном занижении необходимой валовой выручки по статье "амортизация основных средств", общество указало, что из 682, 16 тыс. руб. по первоначальному заявлению и 5 925, 59 тыс. руб. - по заявлению от 19 июля 2017 года, Управлением было принято 680, 31 тыс. руб, при этом не учтены все экономически обоснованные расходы, подтверждённые инвентарными карточками учёта объектов основных средств, ведомостью амортизации основных средств за 2016 год, приложением 4.10 к Методическим указаниям, расчётом амортизации за 2018 год, проектом Инвестиционной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения "адрес" на 2018 год.
При рассмотрении спора судом установлено, что расчёт амортизационных отчислений произведён органом регулирования на основании инвентарных карточек учёта объектов основных средств, представленных в материалы тарифного дела.
Корректировка указанных расходов в сторону уменьшения произведена органом регулирования в связи с тем, что в отношении 11 объектов (т. 2 л.д. 185-207) была осуществлена модернизация (реконструкция), стоимость проведения которой превысила начальную стоимость этого оборудования. При этом первоначальная стоимость этих объектов по данным бухгалтерского учёта была увеличена обществом путём включения затрат на модернизацию.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что тарифный орган при определении расходов на амортизационные отчисления обоснованно не принял во внимание Инвестиционную программу по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения "адрес" ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" на 2018 год, поскольку в результате её реализации предусмотрено уменьшение оборудования (уменьшение числа котельных, но без приведения расчёта выводимого оборудования).
Кроме того, как следует из Инвестиционной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения "адрес" ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" на 2018 год, источниками финансирования Инвестиционной программы не являлись устанавливаемые тарифы и средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы по статье "отчисления на социальные нужды", заявленные организацией в размере 7902, 46 тыс. руб, учтены органом регулирования в размере 5 250, 63 тыс.руб.
Расходы по данной статье определяются расчетным путем от планируемого фонда оплаты труда и установленного процента отчислений на социальные нужды.
Согласно экспертному заключению затраты по данной статье расходов рассчитаны Управлением исходя из суммы расходов на оплату труда и процента отчислений на социальные нужды 30, 2% (с учетом уведомления общества о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний-0, 2%). Фонд оплаты труда определен исходя из планируемых на базовый период регулирования расходов с учетом индекса операционных расходов.
Подход к определению расходов по данной статье расходов обществом не оспаривается. Разница в размере отчислений на социальные нужды между заявленными обществом и определёнными Управлением образовалась в связи с имеющимися разногласиями по применению индекса изменения активов в составе операционных расходов.
Поскольку суд первой инстанции пришёл к выводу о правильности применённого Управлением индекса изменения активов при расчёте операционных расходов, то обоснованно принят расчёт отчислений на социальные нужды, произведенный регулирующим органом, определенный в размере 5 250, 63 тыс. руб.
Признавая необоснованными доводы АО "ЦМК-Энерго" об исключении Управлением выпадающих доходов организации за период 2015- 2016 годов, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 12 Методических указаний, если по итогам расчётного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтённого при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объеме.
Судом первой инстанции сделан вывод, что у органа регулирования отсутствовали правовые основания для учета в НВВ организации на 2018 год заявленных административным истцом выпадающих доходов за 2015 год.
При анализе оснований для исключения выпадающих доходов общества за 2016 год в необходимой валовой выручке на 2018 год суд первой инстанции исходил из того, что включение в необходимую валовую выручку в рамках долгосрочного периода регулирования расходов по статье "неучтённые экономически обоснованные расходы" не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний уточнённая на очередной расчётный период необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется по формуле 20 путём суммирования операционных расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, расчётной предпринимательской прибыли, величины корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования, которая определяется по формуле 22 Методических указаний и величины, определяемой на i-й год первого долгосрочного периода регулирования, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Фактические результаты деятельности регулируемой организации при долгосрочном регулировании учитываются путём включения в расчёт корректировки необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчётных периодов регулирования в порядке, предусмотренном пунктами 52-56 Методических указаний.
Из экспертного заключения следует, что фактические результаты деятельности АО "ЦМК-Энерго" за 2016 год учтены Управлением в соответствии с положениями пункта 52 Методических указаний, а именно: размер необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2018 год определён с учётом произведённой корректировки на 2016 год в сумме 3 620, 47 тыс. руб.
Учтенная Управлением при регулировании тарифов на тепловую энергию ЗАО "ЦентрМетроКом-Энерго" на 2018 год корректировка в сумме 3620, 27 тыс. руб. обеспечивает учет фактических понесенных экономически обоснованных расходов организации за 2016 год, включение в НВВ организации заявленных расходов по статье "неучтенные экономически обоснованные расходы" влечет повторный учет одних и тех же расходов.
Объём полезного отпуска тепловой энергии, на основании которого рассчитаны установленные тарифы, определен Управлением в соответствии с разделом III Методических указаний в размере 73 888, 0 Гкал на календарный год.
Объём отпуска тепловой энергии с источника обоснованно определён Управлением как сумма объёмов полезного отпуска тепловой энергии (73 888 Гкал) и нормативных потерь тепловой энергии (10 561 Гкал), размер которых утверждён приказом Управления от 13 декабря 2017 года N 125 с учётом изменений, внесённых приказом Управления от 29 декабря 2017 года N 199 (т. 5 л.д. 218-236, 243).
В соответствии с положениями приказа Минэнерго России от 30 декабря 2008 года N 323 был определён коэффициент перевода натурального топлива в условное 1, 12857142857 и произведён перерасчёт.
Расчёт расходов на топливо, представленный обществом, не принят судом первой инстанции во внимание как учитывающий сведения о расходах на фактическое количество газа, которое организация тратит на выработку тепловой энергии, что противоречит требованиям статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении".
Расходы по статье "расходы на электрическую энергию" приняты Управлением в размере 10 937, 85 тыс. руб. исходя из планируемого объёма электрической энергии, необходимой для производства и передачи тепловой энергии 2 133 988 кВт?ч и плановой расчётной цены 5, 12554 руб./кВт?ч.
Планируемые объёмы электрической энергии на 2018 год рассчитаны тарифным органом исходя из удельных норм расхода электроэнергии в зависимости от средневзвешенной мощности котла и вида сжигаемого топлива на основании информации о технических характеристиках котлов (марка, производительность), представленных регулируемой организацией.
Плановая расчётная цена определена Управлением исходя из фактически сложившихся цен на электрическую энергию, потребляемую АО "ЦМК-Энерго" в 2016 году, с учётом индексов роста цен в 2017, 2018 годах согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, разработанный Минэкономразвития России.
Расчёт расхода электрической энергии, необходимый для производства и передачи тепловой энергии, представленный АО "ЦМК-Энерго", не принят Управлением во внимание, поскольку в материалы тарифного дела не были представлены документы, обосновывающие расчёт расхода.
В отсутствие указанных документов судом первой инстанции обоснованно принят расчёт расходов на электрическую энергию, произведённый Управлением, как соответствующий требованиям действующего законодательства.
В отношении статьи затрат "Предпринимательская прибыль" суд первой инстанции согласился с определением тарифным органом расчётной предпринимательской прибыли в размере 2 404, 11 тыс. руб.
Как усматривается из материалов дела, тарифным органом расчетная предпринимательская прибыль на 2018 год утверждена в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, и составила 2 404, 11 тыс.руб. (2 404, 11 тыс.руб= 48 082, 16 *5%).
Поскольку суд первой инстанции пришёл к выводу о правильности определения Управлением оспариваемых обществом расходов, то согласился с определением расчётной предпринимательской прибыли в размере 2 404, 11 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчёт тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей АО "ЦМК-Энерго" на 2018 год был осуществлён органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования, Методическими указаниями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пензенского областного суда от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ЦентрМетроКом-Энерго" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через Пензенский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.