Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу Хаутиева З.О. на вступившее в законную силу решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 18 августа 2020 г., вынесенное в отношении президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиева З.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Республики Ингушетия от 16 июня 2020 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиева З.О. в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 18 августа 2020 г, постановление мирового судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 8 Республики Ингушетия.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции Хаутиева З.О. ставит вопрос об отмене решения судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 18 августа 2020 г, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Административная ответственность по статье 15.33.2 Кодекса административных правонарушениях Российской Федерации наступает в случае непредставления в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок, либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет за собой административную ответственность.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н, воспроизведены положения указанной статьи.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиевой З.О, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым Хаутиева З.О. в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, не представила в полном объеме в отношении всех работников в установленный данной нормой срок (не позднее 15 января 2020 г.) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия) оформленные в установленном порядке сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2019 г, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении одного лица, направив в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи с типом "дополняющие" сведения за указанный отчетный период на него 14 февраля 2020 г. тогда как в ранее представленных 06 декабря 2019 г. формах сведения о них отсутствовали.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в указанных действиях Хаутиевой З.О. признаков объективной стороны состава административного правонарушения. Сданными выводами обоснованно не согласился судья Магасского районного суда Республики Ингушетия.
Невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе представление таких сведений в установленный Законом N 27-ФЗ срок в неполном объеме, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом соответствующее нарушение является основанием как для привлечения к финансовой ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ виновного юридического лица, являющееся страхователем, так и к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виновного должностного лица.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, в отношении президента адвокатской палаты было возбужденно дело об административном правонарушении по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении состоятельным признать нельзя.
Хаутиева З.О. указывает, что ею самостоятельно выявлены допущенные нарушения и 14 февраля 2020 г. необходимые сведения представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому в ее действиях отсутствует состав инкриминируемого ей административного правонарушения. Вместе с тем указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат действующему законодательству.
Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 8П от 4 февраля 2019 г, предусматривая административную ответственность за нарушение норм, содержащихся в федеральных законах и других нормативных правовых актах, федеральный законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы.
Наряду с закрепленными в федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредоставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от предоставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их предоставление в неполном объеме или в искаженном виде - в этих случаях налагается административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
Позиция Хаутиевой З.О. о том, что жалоба была рассмотрена в ее отсутствие, не нашла своего подтверждения и опровергается материалами дела. В извещении, направленном по адресу, указанном в том числе и в настоящей жалобе, Магасским районным судом Республики Ингушетия, содержатся сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 63). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 38610250553442 13 августа 2020 г. извещение вручено адресату (л.д. 64).
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел не истек, поэтому судья Магасского районного суда Республики Ингушетия обоснованно возвратил дело мировому судье на новое рассмотрение. С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения жалобы президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиевой З.О. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Магасского районного суда Республики Ингушетия от 18 августа 2020 г, вынесенное в отношении президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиева З.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу президента адвокатской палаты Республики Ингушетия Хаутиева З.О. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.