Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Минеевой В.В, судей Кедриной О.В, Гареевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу в интересах Местной администрации г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2020 года
по гражданскому делу по иску Апсуваева Сулеймана Рамазановича к Местной администрации городского округа Нальчик о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Кедриной О.В, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Апсуваев С.Р. обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском к Местной администрации городского округа Нальчик с требованиями о предоставлении ему изолированного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления жилой площади с учетом площади, необходимой для проживания в нём не менее одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за Апсуваевым С.Р, указав, что является инвалидом 1 группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 24 апреля 2020 года исковые требования Апсуваева С.Р. удовлетворены частично, на местную администрацию городского округа Нальчик возложена обязанность предоставить Апсуваеву С.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в черте г. Нальчика в соответствии с нормой предоставления жилья. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2020 года решение Нальчикского городского суда КБР 24 апреля 2020 годи в части отказа Апсуваеву Сулейману Рамазановичу в требованиях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом жилой площади, необходимой для проживания в нем не менее одного взрослого члена семьи, осуществляющего за ним уход отменено с принятием в этой части нового решения об удовлетворении требований в полном объеме с возложением на местную администрацию городского округа Нальчик обязанности предоставить Апсуваеву С.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в черте г. Нальчика в соответствии с нормой предоставления жилья на двух человек общей площадью не менее 28 кв.м.
В кассационной жалобе местной администрации г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики ставится вопрос об отмене названных судебных актов в связи нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях Апсуваева С.Р. указано на отсутствие оснований к отмене апелляционного определения.
Проверив обжалуемые судебные акты по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При этом нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ст.379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая на ответчика обязанность предоставления Апсуваеву С.Р. вне очереди благоустроенного в соответствии с нормой предоставления жилья на двух человек общей площадью не менее 28 кв.м, суд апелляционной инстанции ссылался на Постановление Конституционного суда от 22 января 2018 года N 4-П, предусматривающего обеспечение дополнительных гарантий прав несовершеннолетних при предоставлении жилья ребёнку- инвалиду с учётом природы России как социального государства.
Вместе с тем, апелляционной инстанцией не учтено, что в силу п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжёлой формой хронического заболевания.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
С учётом названных положений закона суд апелляционной инстанции пришёл к ошибочным выводам, поэтому апелляционное определение надлежит отменить в связи с неправильным применением норм материального права -п. 3 части 2 ст. 379.7 ГПК РФ, оставив в силе решение суда первой инстанции на основании п. 4) части 1 ст. 390 ГПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы оснований для удовлетворения не имеют в связи с прямым указанием в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на предоставление гражданам жилых помещений вне очереди.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 2020 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции- решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от
24 апреля 2020 года.
Меры, принятые по приостановлению исполнения указанных судебных актов на основании определения судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2020 г. отменить.
Председательствующий
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.