Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев гражданское дело N 2-307/2020 по иску Дерова Евгения Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Брянск (межрайонному) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Дерова Евгения Ивановича
на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 10 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 9 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, установила:
Деров Е.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Брянск (межрайонному) (далее - УПФР в городском округе г. Брянск, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 10 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 9 июня 2020 г, Дерову Е.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Деровым Е.И. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду допущенных судами нарушений норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Деров Е.И, с 15 декабря 2000 г. является получателем пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В период с 26 апреля 1986 г. по 12 июля 1994 г. Деров Е.И проживал в "адрес", с 22 июля 1994 г. по 1 ноября 1995 г. - в "адрес", отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
19 июля 2018 г. Деров Е.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащему (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением УПФР в городском округе г. Брянск от 5 августа 2019 г. Дерову Е.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием права, поскольку военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначена быть не может.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установив, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, учитывая, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, не является страховой, обоснованно пришел к выводу, что военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не может быть назначена, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права повторяют позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций и признаются судебной коллегией необоснованными, поскольку назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста не предусмотрено.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 данного Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Нормами статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая1991 г. N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", для граждан из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и другими условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях статьи 32 названного Федерального закона, к которым истец не относится.
Из изложенного следует, что право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, приведенными выше нормами права не предусмотрена.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 10 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 9 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дерова Евгения Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.