Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В, рассмотрев гражданское дело N 2-493/2020 по иску Арчаковой Светланы Викторовны к Министерству социального развития Саратовской области, государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Петровского района" о признании права на меры социальной поддержки
по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Саратовской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, выслушав объяснения представителя истца Сладковой Т.И. (по доверенности), возражавшей по доводам кассационной жалобы, установила:
Арчакова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Саратовской области, государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Петровского района" (далее - ГАУ СО "ЦСЗН Петровского района") о признании права на меры социальной поддержки.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 7 февраля 2020 г. исковые требования Арчаковой С.В. удовлетворены частично. Признан незаконным приказ ГАУ СО "ЦСЗН Петровского района" от 7 сентября 2016 г, за Арчаковой С.В. признано право с 6 сентября 2016 г. на меры социальной поддержки, установленные членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Саратовской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Арчаковой С.В. к Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить с 6 сентября 2016 г. Арчаковой С.В. меры социальной поддержки, установленные членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, в указанной части принято новое решение, которым на Министерство социального развития Саратовской области возложена обязанность предоставить с 6 сентября 2016 г. Арчаковой С.В. меры социальной поддержки, установленные членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
В кассационной жалобе представителем Министерства труда и социальной защиты Саратовской области поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду допущенных судом нарушений норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 6 сентября 2016 г. Арчакова С.В. (мать военнослужащего ФИО7, умершего после прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ, которому был присвоен статус ветерана боевых действий) обратилась в ГАУ СО "ЦСЗН Петровского района" с заявлением о выдаче ей удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий.
Решением от 7 сентября 2016 г. Апчаковой С.В. отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием у ФИО7 статуса инвалида боевых действий.
ГКУ СО "УСПН Петровского района" 29 декабря 2019 г. Арчаковой С.В. выдано удостоверение, подтверждающее право на меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В этот же день Арчакова С.В. обратилась в территориальный орган социальной поддержки, где было признано её право на социальное обеспечение с даты обращения.Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку 29 декабря 2019 г. Арчаковой С.В. выдано соответствующее удостоверение, спор между сторонами о её статусе в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, установив, что какие-либо новые документы в органы социальной защиты Арчаковой С.В. после 6 сентября 2016 г. не предоставлялись, в 2016 году основания для отказа в выдаче удостоверения, подтверждающего её право на меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", отсутствовали, поскольку юридически значимым обстоятельством, от которого зависит возникновение у истца права на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является смерть военнослужащего при выполнении обязанностей военной службы, суд признал за истцом право на данные меры социальной поддержки с даты первоначального обращения в уполномоченные органы - с 6 сентября 2016 г, так как они не были получены истцом по вине органа, предоставляющего данные меры социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении требований истца к Министерству социального развития Саратовской области, суд указал, что реализация прав на получение мер социальной поддержки членов семей погибших ветеранов боевых действий осуществляется на основании предъявленного удостоверения и соответствующего письменного заявления в органы социальной защиты по месту жительства.
Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований Арчаковой С.В. к Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить с 6 сентября 2016 г. меры социальной поддержки, установленные членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий и возлагая на него данную обязанность, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда исходила, из того что учредителем ГАУ СО "ЦСЗН Петровского района", как и ГКУ СО "УСПН Петровского района", является Министерство социального развития Саратовской области, которое согласно положению, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 г. N 387-П, осуществляет подготовку расчетов и обоснований для выделения ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по социальной защите населения, организовывает финансирование деятельности учреждений социальной поддержки населения, социального обслуживания населения, мероприятий по социальной защите населения, в связи с чем пришла к выводу о том, что признав за Арчаковой С.В. право на меры социальной поддержки с 6 сентября 2016 г, но отказав в реализации этих мер Министерством социального развития Саратовской области в пределах его полномочий, суд первой инстанции фактически не восстановил права истца на предоставление таких государственных мер поддержки.
Довод кассационной жалобы о том, что вопросы выдачи удостоверений члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий и назначения мер социальной поддержки члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий не отнесены к компетенции Министерства социального развития Саратовской области, в связи с чем Министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, подлежит отклонению как не основанный на законе.
Согласно абзацам 7-8 пункта 9 положения о Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 18 марта 2020 г. N178-П, данное Министерство осуществляет подготовку расчетов и обоснований для выделения ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по социальной защите населения, организацию финансирования деятельности учреждений социальной поддержки населения, социального обслуживания населения, центров занятости населения, мероприятий по социальной защите населения, занятости, труда и миграции, в связи с чем возложение на Министерство предоставить истцу с 6 сентября 2016 г. меры социальной поддержки, установленные членам семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, в пределах его полномочий обязанности является правомерным.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.