Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 9 ноября 2020 года гражданское дело по иску Пелина Юрия Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по инвалидности, перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Пелина Юрия Владимировича
на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 января 2020 года по гражданскому делу N 2-85/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 года по гражданскому делу N 33-490/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Пелин Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту - УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия) об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по инвалидности, перерасчете пенсии и взыскании компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 года, исковые требования Пелина Ю.В.
оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Пелин Ю.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на незаконность включения в размер пенсии компенсации в виде мер социальной поддержки, которые возмещаются в натуральной форме, а также лишения его права выбора пенсии по старости или по инвалидности.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 21 ноября 2007 года Пелину Ю.В, являющемуся инвалидом III группы, назначена социальная пенсия по инвалидности на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размер которой с 1 января 2017 года по 31 марта 2017 года с учетом индексаций составлял 4215 рублей 90 копеек, с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года - 4279 рублей 14 копеек, с 1 апреля 2018 года по 20 февраля 2019 года - 4403 рубля 20 копеек.
С 28 ноября 2007 года Пелин Ю.В. в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалид III группы", размер которой с учетом индексаций в период с 1 января 2017 года по 31 января 2017 года составлял 1919 рублей 30 копеек, с 1 февраля 2017 года по 31 января 2018 года - 2022 рубля 94 копейки, с 1 февраля 2018 года по 31 января 2019 года - 2073 рубля 51 копейку, с 1 февраля 2019 года по настоящее время 2162 рубля 67 копеек.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2010 гола Пелину Ю.В. на основании части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" выплачивалась федеральная социальная доплата к социальной пенсии по инвалидности до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия.
Размер прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия установлен законами Республики Мордовия на 2017 год в размере 7879 рублей, на 2018 год - в размере 8194 рублей, на 2019 год - в размере 8522 рублей.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, возникает с даты установления гражданину ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации. В состав набора социальных услуг включается: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия; предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на междугородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно материалам дела, 29 сентября 2008 года Пелин Ю.В. обратился в УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением об отказе от набора социальных услуг в полном объеме, которое принято к исполнению с 1 января 2009 года. На основании данного заявления набор социальных услуг, входящий в состав ежемесячной денежной выплаты, выплачивался Пелину Ю.В. в денежном выражении.
С 1 января 2010 года на основании заявления о возобновлении предоставления набора социальных услуг, поданного Пелиным Ю.В. 29 сентября 2009 года, набор социальных услуг выплачивался в денежном эквиваленте в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, при этом право на получение бесплатной медицинской помощи (обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача), а также получение путевки на санаторно-курортное лечение предоставлялось Пелину Ю.В. в натуральном выражении. Данное заявление действует по настоящее время.
Из материалов дела следует, что размер федеральной социальной доплаты, выплачиваемой Пелину Ю.В. в период с 1 января 2017 года по март 2019 года, представлял собой разницу между общей суммой материального обеспечения истца, рассчитываемой по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", и размером величины прожиточного минимума для пенсионеров в Республике Мордовия, и изменялся в зависимости от стоимости мер социальной поддержки, предоставляемых истцу органами социальной защиты ежемесячно. Суммы федеральной социальной доплаты приведены в таблице, составленной пенсионным органом в ответе от 14 февраля 2019 года на обращение Пелина Ю.В, справке пенсионного органа о выплатах федеральной социальной доплаты от 4 декабря 2019 года, информации пенсионного органа о начисленных и произведенных Пелину Ю.В. ежемесячных выплатах пенсии, федеральной социальной доплаты, ежемесячной денежной выплаты за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.
Судами также установлено, что 18 января 2019 года Пелин Ю.В. обратился в УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, которое 31 января 2019 года им отозвано.
Согласно материалам дела, 31 января 2019 года Пелин Ю.В. обратился в УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия с заявлением о регистрации учетной записи гражданина в Единой системе идентификации и аутентификации. После регистрации Пелину Ю.В. присвоен логин и пароль для доступа ко всем услугам Единого портала государственных и муниципальных услуг.
В этот же день 31 января 2019 года Пелиным Ю.В. в УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия в электронной форме подано заявление о назначении ему страховой пенсии по инвалидности.
Как следует из материалов дела, решением УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 12 февраля 2019 года N 37656/19-80 Пелину Ю.В. отказано в назначении страховой пенсии по инвалидности, в связи с отсутствием права со ссылкой на пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающий, что страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых
пенсиях" (мужчины, достигшие возраста 60 лет).
В период с 1 января 2019 года по 19 февраля 2019 года Пелин Ю.В. являлся получателем социальной пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и федеральной социальной доплаты.
Согласно материалам дела, 20 февраля 2020 года Пелин Ю.В. обратился в УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия через личный кабинет застрахованного лица сайта ПФР в форме электронного документа с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 1 марта 2019 года Пелину Ю.В. назначена страховая пенсия по старости с 20 февраля 2019 года в размере 6561 рублей 74 копеек.
После назначения страховой пенсии по старости общая сумма материального обеспечения Пелина Ю.В. в марте 2019 года составила 10117 рублей 84 копейки, из которых: 6561 рублей 74 копейки - пенсия, 2162 рубля 67 копеек - ежемесячная денежная выплата, 1393 рубля 43 копейки - льготы по ЖКУ, которая превысила размер установленного в Республике Мордовия прожиточного минимума для пенсионеров - 8522 рубля. В марте 2019 года пенсионным органом Пелину Ю.В. начислена и выплачена федеральная социальная доплата в размере 618 рублей 04 копеек.
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" пенсионным органом произведен пересмотр размера федеральной социальной доплаты Пелину Ю.В. за период с 1 февраля 2019 года по 19 февраля 2019 года, в связи с индексацией ежемесячной денежной выплаты. Сумма федеральной социальной доплаты за указанный период составила 60 рублей 50 копеек, была выплачена истцу в мае 2019 года. С 1 апреля 2019 года по 31 ноября 2019 года федеральная социальная доплата Пелину Ю.В. не выплачивалась.
С 1 марта 2019 года размер выплачиваемой Пелину Ю.В. единовременной денежной выплаты составил 1165 рублей 30 копеек, так как Пелин Ю.В. пользуется частью набора социальных услуг в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами (по рецептам врача) и путевками на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) стоимость которых составляет 863 рубля 75 копеек и 133 рубля 62 копейки ежемесячно.
Общая сумма материального обеспечения Пелина Ю.В. по состоянию на 1 декабря 2019 года включает в себя: страховую пенсию по старости - 6561 рублей 74 копейки, ежемесячную денежную выплату - 2162 рублей 67 копеек, меры социальной поддержки, предоставляемые Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия - 1069 рублей 44 копейки, и в общей сложности составляет 9793 рубля 85 копеек при установленном прожиточном минимуме для пенсионеров в Республике Мордовия - 8522 рубля.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Пелиным Ю.В. требований, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли к обоснованному выводу, что в оспариваемый истцом период с 2017 года по 2019 год установленные ему пенсия, ежемесячная денежная выплата и федеральная социальная доплата выплачивались с учетом норм действующего законодательства, оснований для их перерасчета в сторону увеличения не имелось. Поскольку на дату обращения Пелина Ю.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности он достиг общеустановленного пенсионного возраста 60 лет, решение УПФР в ГО Саранск Республики Мордовия от 12 февраля 2019 года об отказе в назначении истцу страховой пенсии по инвалидности по смыслу положений подпункта 2 части 10 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является законным и обоснованным. При этом судами установлен факт обращения Пелина Ю.В. 20 февраля 2019 года в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Кроме того, учитывая, что с 31 января 2019 года Пелин Ю.В, чья учетная запись зарегистрирована в Единой системе идентификации и аутентификации, имел доступ ко всем услугам Единого портала государственных и муниципальных услуг, имел возможность подать 20 февраля 2019 года в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа.
Так как размер установленной Пелину Ю.В. 20 февраля 2019 года страховой пенсии по старости составляет 6561 рубль 74 копейки, что более размера ранее получаемой Пелиным Ю.В. социальной пенсии по инвалидности - 4403 рубля 20 копеек, установление страховой пенсии по старости истцуболее выгодно, чем сохранение социальной пенсии по инвалидности.
Поскольку порядок установления Пелину Ю.В. федеральной социальной
доплаты за период с 2017 года по 2019 год ответчиком нарушен не был, размер указанной доплаты обоснованно определялся с учетом получаемой истцом пенсии и ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), и в назначении страховой пенсии по инвалидности истцу пенсионным органом отказано законно, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для взыскания невыплаченной суммы и компенсации морального вреда.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 2019 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статью 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона Республики Мордовия от 27 октября 2016 года N 83-З "О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия на 2017 год", Закона Республики Мордовия от 3 ноября 2017 года N 74-ФЗ "О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия на 2018 год", Закона Республики Мордовия от 31 октября 2018 года N 80-З "О величине прожиточного минимума пенсионера в Республике Мордовия на 2019 год"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные Пелиным Ю.В. в жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета выплат, взыскания задолженности, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление
должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылку в кассационной жалобе на незаконность включения в размер общей суммы материального обеспечения истца мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате за коммунальные услуги и НСУ, которые предоставлены ему в натуральной форме, судебная коллегия находит несостоятельной, т.к. противоречит положениям частей 1, 2, 3, 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которой при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг) и денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы истца о лишении его права выбора вида пенсии, судебная коллегия считает необоснованными, т.к. согласно материалам дела Пелин Ю.В. воспользовался своим правом выбора, подав заявление о назначении страховой пенсии по старости, размер которой превышал размер получаемой им социальной пенсии по инвалидности.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пелина Юрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.