Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу главы Кочевского муниципального округа Пермского края Юркина А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кочевского судебного района Пермского края от 10 октября 2019 года и решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 08 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кочевского судебного района Пермского края от 10 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кочевского районного суда Пермского края от 08 ноября 2019 года, администрация Кочевского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, глава Кочевского муниципального округа Пермского края Юркин А.Н. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Так, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3, пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения может быть отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, что должно быть закреплено в соответствии с законодательством субъекта уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Вышеназванные требования законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения возлагают на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, обязанность организации бесперебойного и безопасного движения по автомобильным дорогам, что в рассматриваемом случае предполагает постоянную готовность лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог, к выполнению возложенных на него обязанностей, в том числе изыскание финансового обеспечения на проведение неотложных работ, необходимых для поддержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог.
Согласно статье 9 Устава Кочевского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Кочевского муниципального района от 18.09.2013, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения.
Таким образом, администрация Кочевского муниципального округа Пермского края является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, и том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Пунктами 6.3.1, 6.3.2 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, определено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения и не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б (износ и разрушение; изменение светотехнических характеристик). Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.
Из материалов дела следует, что 23.06.2019 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Кочевский" ФИО1 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на участке автодорог Кочево-Акилово, Кочево-Мараты, подъезд к пос. Октябрьский, где в нарушение требований пунктов 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 имеются недостатки содержания автодороги, а именно отсутствует горизонтальная разметка: Кочево-Акилово Окм+ОООм - 1км+840м, Кочево-Мараты Окм+ОООм - 1км+500м, подъезд к пос. Октябрьский Окм+ОООм - 0км+500м.
По факту выявленных правонарушений 24.06.2019 главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ФИО2 в отношении администрации внесено предписание N 44 об устранении указанного нарушения законодательства в срок в течение 30 суток с момента получения предписания.
Предписание направлено в адрес администрации Кочевского муниципального района Пермского края и получено 24 июня 2019 года. Вместе с тем, в установленный срок предписание исполнено не было.
Фактические обстоятельства совершенного администрацией Кочевского муниципального района Пермского края правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 59 ГД N 210032 от 07.08.2019 года, копией определения об исправлении описки от 15.08.2019 года, актом выявленных недостатков в содержании дорог от 23.06.2019 года и фототаблицей к нему, предписанием N 44 от 24.06.2019 года, актом контрольной проверки от 25.07.2019 года и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Делая вывод о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что администрация, будучи ответственной за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, указанных в предписании, не приняла должных мер, направленных на его исполнение.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, не представлено.
Законность предписания проверялась судебными инстанциями, суды пришли к верному выводу, что оно выдано уполномоченным должностным лицом, изложенные в нем требования основаны на законе, являются ясными, конкретными и исполнимыми.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что работы по нанесению горизонтальной разметки были выполнены в установленный срок, не принимаются, поскольку, как верно установлено мировым судьей, подрядные работы по нанесению горизонтальной разметки на автодороге выполнены ненадлежащим образом. Имеющиеся в деле акт контрольной проверки от 25.07.2019 и фототаблицы к нему, указывают на отсутствие или частичное присутствие нанесение горизонтальной разметки, что свидетельствуют о некачественном выполнении подрядчиком принятых обязательств, с нарушением требований ГОСТа. Согласно акта от 25.07.2019 администрацией Кочевского района Пермского края работы были приняты без замечаний.
Ссылка в жалобе на невозможность исполнения предписания ввиду отсутствия должного финансирования, а также принятие всех необходимых мер для устранения недостатков, указанных в предписании, не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по настоящему делу судебных актов и не влечет их отмену. Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что при составлении данного протокола должностным лицом была допущена техническая описка даты проведения надзора за состоянием дорог "23 июня 2018 года" вместо "23 июня 2019 года, не исключает его из числа доказательств по делу.
Названная техническая описка не повлияла на существо изложенного в протоколе об административном правонарушении и не повлекла нарушение права администрации на защиту, поскольку описанное в протоколе событие правонарушения соответствует диспозиции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, данный довод являлся предметом проверки судьи районного суда, и обоснованно отвергнут по мотивам, приведенным в судебном решении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Действия администрации квалифицированы по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении администрации Кочевского районного суда Пермского края к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Таким образом, статья 3.1 КоАП РФ определяет воспитательные и превентивные (предупреждающие) цели административного наказания, представляющего собой меру государственного принуждения к нарушителю.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного администрацией правонарушения малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае администрация совершила административное правонарушение против порядка управления, сопряженные с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушающие охраняемые общественные отношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, не допущено, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Кочевского судебного района Пермского края от 10 октября 2019 года и решение судьи Кочевского районного суда Пермского края от 08 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края оставить без изменения, жалобу главы Кочевского муниципального округа Пермского края Юркина А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.