Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Коммет" Леонова С.В. на постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, от 09 января 2019 года N 05-15-19-47/27, решение судьи Металлургического районного суда города Челябинска от 13 марта 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области N 584-ЗО от 27 мая 2010 года "Об административных правонарушениях в Челябинской области", в отношении муниципального унитарного предприятия "Коммет", установил:
постановлением административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска (далее также - административная комиссия, административный орган) от 09 января 2019 года N 05-15-19-47/27, оставленным без изменения решением судьи Металлургического районного суда города Челябинска от 13 марта 2020 года и решением судьи Челябинского областного суда от 29 апреля 2020 года, муниципальное унитарное предприятие "Коммет" (далее- МУП "Коммет") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП "Коммет" Леонов С.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Административный орган, уведомленный о подаче жалобы на указанные выше акты, письменные возражения не направил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов содержатся в Законе Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Согласно части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 г. N 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее- Правила благоустройства).
Из положений пунктов 58, подпункта 1 пункта 60, пункта 69, подпункта 8 пункта 71, подпункта 2 пункта 73, подпунктов 1 и 7 пункта 79, подпункта 2 пункта 203 Правил благоустройства следует, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, помимо прочего, обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района.
Юридические и физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории города Челябинска, обеспечивают содержание отведенной и прилегающей территории, объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами и правилами благоустройства территории внутригородских районов.
При осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории границы прилегающей территории для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения определяются в пределах охранной зоны на расстоянии не менее 3 м в каждую сторону от границ таких инженерных сооружений (в случае, если в этой охранной зоне земельный участок не предоставлен на каком-либо вещном праве третьим лицам).
На земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях, работы по благоустройству и содержанию осуществляют данные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов;ежедневную уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте). Собранный мусор вывозится на объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов в течение суток.
На территории города запрещается, помимо прочего, загрязнять газоны, а также складировать на них строительные и другие материалы, тару, отходы и мусор, снег, скол асфальта, льда с очищаемых территорий.
Как усматривается из материалов дела, МУП "Коммет" осуществляет деятельность с использованием трансформаторной подстанции N 638 (ТП N638), расположенной вблизи здания N19 на ул. Байкальская в Металлургическом районе г. Челябинска.
12 ноября 2019 года в ходе ежедневного мониторинга состояния территории города Челябинска и объектов благоустройства (по вопросу ненадлежащего состояния территории Металлургического района г. Челябинска) в 10 часов 10 минут при осмотре территории по адресу: г. Челябинск, ул. Байкальская, 19 главным специалистом отдела благоустройства муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Челябинска" зафиксировано захламление прилегающей к ТП N638 территории, чем допущено ненадлежащее содержание такого элемента благоустройства территории как газон, являющийся планировочным устройством зеленой зоны, которая входит в состав территории, прилегающей к трансформаторной подстанции. Ненадлежащее содержание газона на прилегающей территории выразилось в том, что ответственным лицом МУП "Коммет" допущено скопление мусора (остатки мебели, спиленные ветки) на расстоянии трех метров от трансформаторной подстанции.
В связи с указанными обстоятельствами административная комиссия, рассматривавшая дело, а также судьи при пересмотре дела по жалобе на постановление, пришли к выводу о наличии в действиях МУП "Коммет" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Факт совершения вмененного МУП "Коммет" административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 23.12.2019 г. (л.д.16), письменным объяснением представителя МУП "Коммет" (л.д.25), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.26-27), картой-схемой закрепления прилегающей территории (л.д.29), актом фиксации нарушений Металлургического района от 12.11.2019 N М-14/М (л.д.30), фототаблицей к акту (л.д.31-32), схемой расположения места захламления (л.д.33), а также другими материалами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы подателя о нарушении порядка привлечения к административной ответственности, недопустимости доказательств, на основании которых установлена вина, являются несостоятельными.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из положений пунктов 336, 337 Правил благоустройства следует, что координацию деятельности по контролю исполнения настоящих Правил осуществляет Управление развития и благоустройства городской среды в соответствии с установленными полномочиями.
В рамках контроля за соблюдением настоящих Правил должностные лица структурных подразделений администрации города Челябинска: выявляют факты нарушения требований в сфере благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами, фиксируют результаты, составляют протоколы об административных правонарушениях; оформляют актом результаты проверки, выдают предписания об устранении выявленных нарушений, контролируют устранение нарушений по выданным предписаниям в соответствии с законодательством о муниципальном контроле; осуществляют сбор, подготовку и направление материалов в суд, органы и должностным лицам, уполномоченным привлекать виновных лиц к ответственности, либо возбуждают дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством; осуществляют иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами.
Непосредственное нарушение в виде ненадлежащего содержания газона на прилегающей к трансформаторной подстанции территории выявлено главным специалистом отдела благоустройства муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Челябинска" в ходе осмотра территории Металлургического района г. Челябинска. При этом основным видом деятельности муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция города Челябинска" является ежедневный мониторинг состояния территории города Челябинска и объектов благоустройства, выявление и актирование нарушений по содержанию территории города и объектов благоустройства.
При осмотре территории Металлургического района г. Челябинска на предмет ненадлежащего содержания территории и объектов благоустройства установленный факт нарушения надлежащим образом зафиксирован в акте с применением фотофиксации.
Доводы заявителя о нарушении положений статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части отсутствия при фиксации нарушения представителей юридического лица, являются необоснованными, поскольку нарушение выявлено уполномоченным лицом в рамках осуществления должностных обязанностей по ежедневному мониторингу территории города Челябинска, а не в рамках применения такой меры обеспечения производства по делукак осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в связи с изложенным в соответствии с положениями статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не составлялся, в настоящем случае нарушение нормативных требований в сфере благоустройства территории зафиксировано актом, составленным должностным лицом в переделах его полномочий.
Выявленный, зафиксированный и не вызывающий сомнений факт нарушения в содержании газона на прилегающей к трансформаторной подстанции территории свидетельствует о наличии у должностного лица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем у него имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".
Оснований для признания имеющихся в материалах дела доказательств, недопустимыми, вопреки доводам жалобы, не усматривается.
Субъективная оценка заявителем обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов административного органа и судей, и не ставит под сомнение доказанность факта совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что у предприятия имелась возможность для соблюдения Правил благоустройства, за нарушение которых законом Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и в своей совокупности достаточности подтверждают вину юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
О времени и месте составления протокола МУП "Коммет" уведомлено надлежащим образом, протокол составлен уполномоченным лицом в присутствии защитника юридического лица. В нем содержатся необходимые сведения, он отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права разъяснены, копия протокола вручена. Правом не согласиться с вмененным нарушением защитник воспользовался.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении административным органом требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, соблюдены.
В постановлении административного органа по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Дело рассмотрено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 21 мая 2010 г. N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области", отвечает целям административного наказания, является обоснованным и справедливым.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре дела по жалобам на постановление административной комиссии МУП "Коммет" извещалось надлежащим образом, возможности обосновывать свою позицию, заявлять ходатайства, иным образом защищать свои права и интересы юридическое лицо лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска, от 09 января 2019 года N 05-15-19-47/27, решение судьи Металлургического районного суда города Челябинска от 13 марта 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области N 584-ЗО от 27 мая 2010 года "Об административныхправонарушениях в Челябинской области", в отношении муниципального унитарного предприятия "Коммет" оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Коммет" Леонова С.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Седьмого
кассационного суда общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.