Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Бускина Виктора Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Индустриального района города Перми от 11 февраля 2020 года, решение судьи Индустриального районного суда города Перми от 08 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора публичного акционерного общества "Морион" Бускина Виктора Владимировича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Индустриального района города Перми от 11 февраля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Индустриального районного суда города Перми от 08 апреля 2020 года, генеральный директор публичного акционерного общества "Морион" (далее - ПАО "Морион") Бускин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Бускин В.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должны соблюдаться требования Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации), утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583
Из материалов дела следует, что Бускин В.В. является генеральным директором ПАО "Морион". ПАО "Морион" на основании договора от 12.03.1997 г. принято на ответственное хранение и безвозмездное пользование, в том числе коллективное средство защиты - защитное сооружение гражданской обороны N439. Согласно указанному договору общество обязуется сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
На основании распоряжения от 31 октября 2019 года N41 в отношении ПАО "Морион" в рамках осуществления государственного надзора в области гражданской обороны проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований в области гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, на объекте защитное сооружение ГР N 00283-25 (439):
1. защитно-герметические двери окрашены в черный цвет (нарушен пункт 3.2.10 Правил эксплуатации);
2. на защитно-герметических дверях и защитных ставнях не указан порядковый номер (нарушен пункт 6.2.2 Правил эксплуатации);
3. воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрашены в серый цвет (нарушен пункт 3.2.10. Правил эксплуатации);
4. на воздуховодах защитного сооружения гражданской обороны не обозначено направление движения воздуха (нарушен пункт 4.3.9 Правил эксплуатации);
5. защитно-герметические двери находятся в закрытом положении (аварийный выход) (нарушен пункт 3.2.5. Правил эксплуатации);
6. защитно-герметические двери находятся в открытом положении без подставок (нарушен пункт 3.2.5 Правил эксплуатации);
7. не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны, в результате чего защитно-герметическая дверь в помещение ДЭС полностью не открывается, ставни в помещении ДЭС и вентиляционной со следами коррозии, герметический клапан в вентиляционной со следами коррозии (нарушен пункт 5.1.1, Таблица 2 Правил эксплуатации);
8. санузлы, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны (нарушен пункт 3.2.24 Правил эксплуатации);
9. помещение дизельной электростанции не укомплектовано ручным пенным или углекислотным огнетушителем (у имеющегося огнетушителя истек срок годности), асбестовым покрывалом и ящиком с песком (пункт 3.5.2 Правил эксплуатации);
10. емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС окрашены в коричневый цвет (нарушен пункт 3.2.10. Правил эксплуатации);
11. при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны. При этом не обеспечена сохранность дизельной электростанции (ДЭС находится в неработоспособном состоянии), дверной проем заделан ГКЛ, часть умывальников демонтирована. Технический осмотр и контрольная оценка технического состояния фильтров-поглотителей не проводится, фильтры-поглотители не выбраковываются, фильтры-поглотители эксплуатируются с истекшим сроком эксплуатации (нарушен пункт 3.2.1. Правил эксплуатации);
12. запорная арматура, установленная в помещении ДЭС не промаркирована (нарушены пункты 4.3.9, 6.2.2 Правил эксплуатации);
13. трубы системы водоснабжение выкрашены в белый и серый цвета (нарушен пункт 3.2.10 Правил эксплуатации защитных);
14. герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей не опечатаны (нарушен пункт 3.2.17 Правил эксплуатации);
15. оценка технического состояния защитных ставней в установленные сроки не проводится (ставень в вентиляционной со следами коррозии) (нарушены пункты 4.1.1, 4.1.4, 4.2.4. 5.1.1 Правил эксплуатации);
16. притвор защитного ставня в помещении вентиляционной не обеспечивает герметичность (уплотнительная резина зачерствела) (нарушены пункты 3.2.1, 4.1.3, 4.3.10 Правил эксплуатации);
17. емкости запаса питьевой воды не оборудованы водоуказателями, не имеют люков для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей (нарушены пункты 3.2.21, 4.5.2 Правил эксплуатации).
В связи с выявленными нарушениями требований в отношении Бускина В.В, как должностного лица, отвечающего признакам, приведенным в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 стати 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела данное лицо привлечено к административной ответственности.
Факт совершения должностным лицом Бускиным В.В, административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении N33 от 12.12.2019 г. (л.д.6-8), распоряжением N41 от 31.10.2019 г. (л.д.9-12), актом проверки N41 от 06.12.2019 г. (л.д.13-17), договором от 12.03.1997 г. (л.д.18-19), паспортом убежища N439 (л.д.20-21), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.22), Уставом ПАО "Морион" (л.д.47-69), а также иными материалами дела, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности мировой судья и судья при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности Бускина В.В. в совершении административного правонарушения.
Само наличие выявленных нарушений требований Правил эксплуатации на объекте защитное сооружение ГР N 00283-25 (439) с учетом имеющихся в деле доказательств указывает на невыполнение установленных нормативными правовыми актами специальных правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, и на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает и заявителем не оспаривается.
Доводы о том, что по договору передавалось и иное защитное сооружение, нарушения на котором отсутствуют, и которое по вместимости достаточно для обеспечения работников общества (исходя из их численности), не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, не указывают на обстоятельства, которые могли бы служить основанием для освобождения от административной ответственности. В данном случае защитное сооружение гражданской обороны N439 (на котором выявлены нарушения) получены на ответственное хранение и в безвозмездное пользование юридическим лицом, при этом обществом приняты на себя обязательства по сохранению сооружения, принятию мер по поддержанию в постоянной готовности в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Такие требования в настоящем случае не соблюдены.
Вопреки доводам жалобы в действиях Бускина В.В. имеется состав административного правонарушения, представленные стороной защиты документы, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, об обратном не свидетельствуют.
С учетом того, что Бускин В.В. является генеральным директором общества, осуществляет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в том числе полномочен осуществлять такие функции в отношении мероприятий в области соблюдения требований гражданской обороны, он является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Доводы о том, что Бускин В.В. является ненадлежащим субъектом, были предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены. Обстоятельства того, что полномочия в области гражданской обороны возлагались на главного специалиста по ГО и ЧС "данные изъяты" что данное лицо привлекалось к ответственности, что по данным вопросам проводились оперативные совещания, что нарушения частично устранялись не свидетельствуют о надлежащем выполнении самим Бускиным В.В. всех возможных организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. В данном случае следует принять во внимание его ненадлежащий контроль за деятельностью уполномоченного лица, с учетом того, что к вышеуказанному специалисту меры дисциплинарного воздействия предпринимались задолго до вмененных в настоящем случае событий. При этом ни указанные меры, ни проведение оперативных совещаний, ни расходование бюджета общества на содержание защитных сооружений не указывают на надлежащее выполнение генеральным директором общества своих обязанностей, поскольку результат в виде отсутствия нарушений при эксплуатации защитного сооружения не достигнут, несмотря на то, что о наличии нарушений в данной области именно Бускину В.В. как генеральному директору было известно и из ранее выданных предписаний административного органа. Всех мер для устранения нарушений Бускин В.В, обладая всей полнотой организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, не предпринял.
Обстоятельства привлечения к ответственности специалиста по ГО и ЧС "данные изъяты" не свидетельствуют о невозможности привлечения к ответственности в качестве должностного лица генерального директора Бускина В.В, в том числе с учетом имеющихся у него должностных полномочий, надлежащее выполнение которых привело бы к отсутствию события административного правонарушения.
При данных обстоятельствах, учитывая, что вмененные нарушения имели место, Бускин В.В. является надлежащим субъектом, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований в области гражданской обороны, как и указывающих на невозможность их соблюдения в силу объективных причин, в материалы дела не представлено, выводы судей о наличии в действиях Бускина В.В. состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждается материалами дела. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия Бускина В.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем уведомлении в присутствии Бускина В.В, соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права Бускину В.В. разъяснены, копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, отвечающим цели административного наказания.
При рассмотрении дела мировым судьей и пересмотре дела судьей районного суда Бускин В.В. извещен надлежащим образом. В судебных заседаниях Бускин В.В. участия не принимал, распорядившись правом по своему усмотрению, в судебных заседаниях участвовали защитники, обосновывавшие позицию Бускина В.В. по делу. Возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав Бускин В.В. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Индустриального района города Перми от 11 февраля 2020 года, решение судьи Индустриального районного суда города Перми от 08 апреля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора публичного акционерного общества "Морион" Бускина Виктора Владимировича оставить без изменения, жалобу Бускина Виктора Владимировича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.