Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Раджабова Фарходжона Давлатовича - Райляна Е.Н. на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 18 мая 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 05 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Раджабова Фарходжона Давлатовича, установил:
постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 18 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 05 июня 2020 года, индивидуальный предприниматель Раджабов Ф.Д. (далее - ИП Раджабов Ф.Д.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на тридцать суток.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Райлян Е.Н. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N52-ФЗ) следует, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; под ограничительными мероприятиями (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В силу статьи 11 Закона N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, помимо прочего, обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 5 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 Закона N52-ФЗ предусмотрено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции.
В редакции Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ на момент выявления административного правонарушения пунктом 3 предписывалось ограничить на территории Свердловской области работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных организаций общественного питания (за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких организаций, доставки заказов, а также организаций, обеспечивающих питание работников организаций).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10.04.2020 N 05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" работодателям предписано в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции осуществлять ряд профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию), по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях).
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском, Железнодорожном районах города Екатеринбурга, городе Березовский, городе Верхняя Пышма поступили сообщения по факту приобретения некачественной пищевой продукции, изготавливаемой и реализуемой на объекте - предприятие быстрого обслуживания "Kebab King", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, "адрес".
В связи с достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении административного расследования и истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
В рамках административного расследования произведен осмотр помещений павильона "Kebab King" по адресу: г. Екатеринбург, "адрес" В киоске "Kebab King" по вышеуказанному адресу ИП Раджабовым Ф.Д. осуществляется деятельность по организации общественного питания (изготовление и реализация блюд общественного питания с посещением помещения павильона "Kebab King" через торговый зал). Согласно сведениям из ЕГРИП о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ИП Раджабов Ф.Д. имеет право осуществлять, в том числе оказание услуг общественного питания.
В ходе осмотра объекта выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно:
12 мая 2020 года с 15-00 по 18-00 ИП Раджабов Ф.Д. в киоске быстрого питания "Kebab King" (г. Екатеринбург, "адрес" осуществлял деятельность по предоставлению услуг общественного питания, при этом доступ посетителей в помещение киоска быстрого питания "Kebab King" не был ограничен. Реализация приготовленных блюд и напитков осуществлялась через торговый зал. Таким образом, потребители посещали данное заведение через центральный вход и приобретали изготавливаемую продукцию в помещении киоска быстрого питания "Kebab King".
12 мая 2020 года с 15-00 по 18-00 часов ИП Раджабов Ф.Д. в киоске быстрого питания "Kebab King" в нарушение пункта 2.1 Постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области N05/02-2 от 10.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" не организовал проведение ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела сотрудников, термометр и журнал температурного контроля отсутствовали; в нарушение пункта 3.10 Постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области N05/02-2 от 10.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", пунктов 5.11, 5.14, 5.15 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" не обеспечил для уничтожения микроорганизмов соблюдение времени экспозиции и концентрацию рабочего раствора дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией к препарату, а именно: отсутствовал раствор дезинфицирующего средства, зарегистрированного в установленном порядке и разрешенного к применению в организациях общественного питания, инструкции по применению, а также емкости для разведения отсутствовали; в нарушение пункта 3.12 Постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области N05/02-2 от 10.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" не обеспечил наличие бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха в помещении; в нарушение пункта 16.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" при отсутствии централизованного водоснабжения не обеспечил использование воды, отвечающей требованиям качества воды централизованного
водоснабжения, документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность воды отсутствовали.
С учетом того, что выявленные нарушение могут повлечь возникновение и дальнейшее распространение короновирусной инфекции среди населения Свердловской области составлен протокол о временном запрете деятельности, объект деятельности, подлежащий административному приостановлению деятельности - киоск быстрого питания "Kebab King" по адресу: г. Екатеринбург, "адрес".
В связи с указанными обстоятельствами, в отношении ИП Раджабова Ф.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. После рассмотрения дела ИП Раджабов Ф.Д. привлечен к административной ответственности.
Факт совершения ИП Раджабовым Ф.Д административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 13.05.2020 г. (л.д. 3-6), определением о возбуждении дела (л.д.7-8), протоколом о временном запрете деятельности (л.д.9-12), протоколом осмотра (л.д.14-16), сведениями об ИП Раджабове Ф.Д. (л.д.25-33), видеозаписями на CD-дисках (л.д.34), распечатками сведений экстренных извещений и случаях заболеваний, отравлений (л.д.39-50), показаниями допрошенной в качестве свидетеля ФИО1 а также другими материалами, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности должностное лицо и судьи при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности ИП Раджабова Ф.Д. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Имеющиеся в материалах доказательства в своей совокупности подтверждают и наличие события административного правонарушения и наличие в действиях ИП Раджабова Ф.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, на основании которых установлена виновность лица, являются относимыми и достаточными для установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения. Оснований для их признания недопустимыми не имеется.
Доводы жалобы о не установлении места совершения административного правонарушения, неправильном указании в процессуальных документах (в том числе в протоколе об административном правонарушении) места совершения административного правонарушения являются необоснованными. В ходе рассмотрения дела установлено и следует из материалов дела, что административное правонарушение совершено ИП Раджабовым Ф.Д. по месту осуществления оказания услуг общественного питания в павильоне быстрого питания "Kebab King". Конкретный адрес объекта, указанный в протоколе об административном правонарушении, в определении о возбуждении дела, в постановлении о временном запрете деятельности является одним из ближайших к торговому павильону, и с учетом отсутствия иных объектов с таким же названием, где осуществляется аналогичная деятельность, сомнений, что место совершения является установленным, не вызывает. Какие-либо сомнения в том, что на данном объекте осуществлялась деятельность именно ИП Раджабовым Ф.Д. (что при осмотре объекта не оспаривалось) и выявлены нарушения, указывающие на наличие события административного правонарушения, отсутствуют. Приведенный в договоре аренды (не был представлен в ходе административного расследования) адрес соответствует иному объекту - многоквартирному жилому дому, а не торговому павильону "Kebab King", который находится рядом, но на незначительном расстоянии.
В связи с изложенным событие, время и место (киоск быстрого питания "Kebab King" по адресу: г. Екатеринбург, "адрес") совершения административного правонарушения надлежащим образом установлены и отражены в процессуальных документах.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что дело возбуждено при отсутствии для этого законных оснований являются несостоятельными. В данном случае поводом для возбуждения дела послужили сведения (поступившие по горячей линии) по факту приобретения некачественной пищевой продукции, изготавливаемой и реализуемой на объекте киоск быстрого питания "Kebab King" по адресу: г. Екатеринбург, "адрес" что соответствует требованиям части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом распечатки указанных извещений, содержащие сведения об обращении с диагнозами острой кишечной инфекции лиц, приобретавших пищевую продукцию в вышеуказанном объекте, имеются в материалах дела. Отсутствие чеков, указывающих на приобретение продукции в киоске быстрого питания "Kebab King", не свидетельствует об отсутствии у должностного лица повода для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.
Учитывая, что при рассмотрении дела установлено, что действия Раджабова Ф.Д. образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий не представлено, выводы судей о виновности ИП Раджабова Ф.Д. соответствуют правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен должностным лицом в присутствии защитника в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы содержит необходимые сведения (в том числе в части места совершения административного правонарушения). Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол об административном правонарушении не содержит.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Раджабова Ф.Д, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание ИП Раджабову Ф.Д. в виде административного приостановления деятельности на срок тридцать суток назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы нарушений процессуальных прав, в том числе права на защиту ИП Раджабова Ф.Д. не допущено. О времени и месте рассмотрения дела и рассмотрения жалобы на постановление извещен и сам Раджабов Ф.Д, и его защитник. Доводы о нерассмотренных ходатайствах несостоятельны. В день рассмотрения дела 18 мая 2020 года от защитника "данные изъяты" поступило ходатайство о предоставлении материалов для ознакомления. Данное ходатайство было судьей разрешено, требования процессуального закона, в том числе статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены - непосредственно на самом ходатайстве поставлена резолюция судьи "ознакомить", тем самым защитнику была предоставлена возможность ознакомиться с материалами дела. Обстоятельств, указывающих, что защитнику "данные изъяты" созданы реальные препятствия в ознакомлении с материалами дела, о дате рассмотрения которого он был извещен заблаговременно 13 мая 2020 года, не усматривается.
Также защитником 18 мая 2020 года заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела и формирования позиции по делу. Данное ходатайство рассмотрено в ходе судебного заседания при разрешении вопроса о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие неявившихся лиц, вынесено определение о возможности рассмотрения дела в отсутствие Раджабова Ф.Д. и "данные изъяты" тем самым в удовлетворении ходатайства было отказано. При разрешении данного вопроса судьей исследованы доказательства надлежащего извещения, а также акт (л.д. 55). Согласно указанному акту в день судебного заседания (назначенного на 18 мая 2020 года на 10 часов 30 минут) защитник "данные изъяты" явился 18 мая 2020 года в 10 часов 25 минут в кабинет помощника судьи и секретаря судебного заседания и сообщил, что не может принять участие в судебном заседании. Не явившись после этого в судебное заседание, защитник самостоятельно отказался от реализации своих прав, как участвовать в судебном заседании, так и знакомиться с материалами дела, возможность чего была предоставлена. При указанных обстоятельствах и соблюдении требований о надлежащем извещении, требования статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки утверждениям заявителя, нарушены не были.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в полном объеме, решение судьи соответствуют требованиям закона, нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
По имеющимся в материалах дела сведениям нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 18 мая 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 05 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Раджабова Фарходжона Давлатовича оставить без изменения, жалобу защитника индивидуального предпринимателя Раджабова Фарходжона Давлатовича - Райляна Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.