Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" Шепилова С.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора N 831-2019 от 11 октября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 19 декабря 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 12 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат", установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Роспироднадзора "данные изъяты" от 11 октября 2019 года N831-2019, оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области и решением судьи Челябинского областного суда от 12 февраля 2020 года, юридическое лицо - публичное акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее по тексту ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Шепилов С.В. выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Как следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой на основании обращения гражданина по вопросам незаконного захоронения отходов на территории промышленной площадки ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат", загрязнения почвы и подземных вод проверена проверка, по результатам которой составлен акт осмотра от 04 июля 2019 года.
В ходе проверки установлено, что в собственности ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" находится земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: Челябинская область, "данные изъяты" на территории которого расположено подземное сооружение - мазутохранилище, содержащее маслянистую жидкость темного цвета. Мазутохранилище сверху засыпано грунтом, заросшим травой и древесно-кустарниковой растительностью. Размеры мазутохранилища на поверхности составляют 135 метров на 55 метров, высота до 2 метров. На поверхности мазутохранилища имеются 10 горловин смотровых люков, 2 частично разрушенных здания насосных станций, 8 дыхательных башен (трубок). Горловины 8 люков закрыты металлическими крышками, запирающие устройства для указанных крышек отсутствуют. С восточной стороны от мазутохранилища имеются, строительные, бытовые отходы, остатки древесной растительности, следы демонтажа сооружения, 2 частично разрушенных здания насосных станций, 11 горловин смотровых люков, 10 из которых открыты. Под зданиями насосных станций в смотровых люках имеется маслянистая жидкость черного цвета.
В связи с выявленными нарушениями обязательных экологических требований магнитогорским природоохранным прокурором 13 августа 2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" с участием защитника юридического лица.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: пояснениями представителя ПАО "ММК", решением о проведении проверки, решением о проведении проверки, актом обследования территории, схематическим чертежом земельного участка, актом осмотра, фототаблицей, перепиской, документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, объяснениями, актом проверки, книгой учета исходящей корреспонденции, а также другими материалами дела.
Судьи, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в совершении административного правонарушения, правильно квалифицировав действия общества по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат", недоказанности его виновности в совершении административного правонарушения несостоятельны; указанные доводы являлись предметом проверки судей и они обоснованно отклонены.
Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Доводы жалобы о том, что территория земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: Челябинская область, "данные изъяты" не имела и не имеет статуса объекта размещения отходов, а находящаяся в подземных емкостях (резервуарах) продукция (мазут), ранее используемая в производственной деятельности, не является отходом, не подлежит учету и не отражается в статистической отчетности по форме N 2-ТП являлись предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.
Согласно п. п. 5, 6, 7, 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
На основании и, п. 5.1. 9.2 "ГОСТ 10585-2013, Межгосударственный стандарт. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия", введенный в действие Приказом Госстандарта от 22.11.2013 N 1868-ст. мазут является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
Гарантийный срок хранения мазута - 5 лет со дня изготовления.
В Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242, включены остатки мазута, утратившие потребительские свойства (код ? 4 06 913 11 33 3). Указанный отход отвесен к отходу III класса опасности.
Из ответа директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" "данные изъяты" от 11.07.2019 N ДПБ-36/0469 следует, что ранее мазут применялся в мартеновских печах до момента перехода на газовое топливо, который был осуществлен до 1990-х гг, в настоящий момент мазут в качестве топлива в технологических агрегатах ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" не используется. Из объектов мазутного хозяйства на территории ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" остались резервуары склада, которые использовались для приема мазута, и некоторые объекты инфраструктуры. Очистка резервуаров после использования по назначению не производилась. В 2018 году демонтированы объекты погрузочно-разгрузочного участка, с 2019 года запланировано начало работ по демонтажу резервуаров.
ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" разработана и утверждена программа выполнения работ по ликвидации мазутохранилища, пунктом 2 предусмотрена организация работ по утилизации отходов мазута и очистке воды, находящейся в резервуарах. При этом проектная документация на проведение работ по ликвидации подземного мазутохранилища и рекультивации земельного участка не разработана.
С учетом изложенного, судьи пришли к верному выводу о том, что содержащиеся в мазутохранилище остатки мазута являются отходами, а само сооружение - хранилищем отходов, то есть объектом размещения отходов. А невыполнение хозяйствующим субъектом обязанности по получению и разработке необходимой документации в сфере обращения с отходами не свидетельствует о том, что остатки сырья, материалов, веществ не являются отходами, а сооружение, используемое для хранения отходов - объектом размещения отходов.
Объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено.
Таким образом, выводы судей о том, что ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм экологического законодательства, а именно, не обеспечена полнота и достоверность учета в области обращения с отходами производства и потребления, тем самым обществом допущено нарушение требований экологического законодательства при нахождении в собственности объекта размещения отходов, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Несогласие подателя жалобы с оценкой представленных в дело доказательств и толкованием судьями норм права не является основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Неустранимых сомнений в виновности ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, соблюдены.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьями 28.2, 28.4 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, представителю ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" разъяснены, копия постановления вручена в установленном законом порядке.
Постановление о назначении ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора "данные изъяты" в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
При назначении ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ также соблюдены. Наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции части 10 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым. При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица судьями районного суда и областного суда дело проверено в соответствии с положениями КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решениях судей дана полная и объективная оценка доводам жалобы.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора N 831-2019 от 11 октября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 19 декабря 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 12 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат", оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" Шепилова С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю.Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.