Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника Никифорова Сергея Николаевича - Барахвостова М.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Свердловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года N 03-02-18/93-2019, решение судьи Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 17 марта 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Никифорова Сергея Николаевича, установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Свердловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25 декабря 2019 года N 03-02-18/93-2019 "данные изъяты" муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее МУП "Водоканал", юридическое лицо) Никифоров Сергей Николаевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 17 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 09 июня 2020 года, действия Никифорова С.Н. переквалифицированы на часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Никифорова С.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Никифоров С.Н. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу.
Административный орган уведомлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше акты. Письменные возражения не поступили.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" пределы допустимых выбросов и сбросов определяются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Сбросы химических и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании соответствующих разрешений, выдающихся органами в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в период с 16 сентября 2019 года по 11 ноября 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении МУП "Водоканал", по результатам которой выявлено несоблюдение указанным юридическим лицом обязательных требований, установленных правовыми актами в области охраны окружающей среды, а именно указанное юридическое лицо, являясь водопользователем, при пользовании водным объектом река Исеть осуществляет сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект река Исеть с нарушением требований к охране водных объектов в части несоблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты при сбросе сточных вод выпуска N 2, о чем составлен акт проверки от 18 ноября 2019 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении "данные изъяты" МУП "Водоканал" Никифорова С.Н. протокола об административном правонарушении и вынесения должностным лицом административного органа постановления о привлечения технического директора МУП "Водоканал" Никифорова С.Н. к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.5-15).
При пересмотре дела по жалобе судья районного суда, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об изменении постановления должностного лица административного органа путем переквалификации действий Никифорова С.Н. с части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения "данные изъяты" МУП "Водоканал" Никифоровым С.Н. административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, которым должностным лицом административного органа и судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьи нижестоящих судов при пересмотре дела по жалобе пришли к правильному выводу о наличии в деянии Никифорова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеприведенного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств.
Выражая несогласие с вышеуказанными оспариваемыми актами, податель жалобы указал на то, что сброс сточных вод с Южной аэрационной станции с превышением нормативов загрязнения веществ осуществляется на протяжении длительного времени; технология очистки сточных вод не отвечает современным требованиям; Никифоров С.Н. назначен на должность "данные изъяты" 10 июня 2019 года, Никифоров С.Н. не мог повысить качество очистки сточных вод; для повышения качества очистки необходимо проведение реконструкции, которая в соответствии с Инвестиционной программой МУП "Водоканал" запланирована на период с 2020 года по 2025 год; программа утверждена до назначения Никифорова С.Н. на должность "данные изъяты".
Указанные доводы были предметом рассмотрения судов и получили исчерпывающую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам, свидетельствующим о том, что Никифоров С.Н. имел возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлены доказательства принятия Никифоровым С.Н. мер по недопущению превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты при сбросе сточных вод. Оснований для переоценки указанных выводов не имеется.
Таким образом, действия "данные изъяты" МУП "Водоканал" Никифорова С.Н. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеприведенного законодательства.
Указание в жалобе на техническое состояние Южной аэрационной станции, которое, по мнению подателя жалобы, не позволяет производить очистку сточных вод в соответствии с современными требованиями и соблюдать установленные нормативы, а также ссылки на наличие инвестиционной программы, предусматривающей сроки и конкретные мероприятия по реконструкции Южной аэрационной станции, установленные обстоятельства и выводы о виновности указанного лица в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения Никифорова С.Н. от административной ответственности не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания в отношении Никифорова С.Н. составлено уполномоченным должностным лицом с участием защитника. Постановление должностным лицом административного органа вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела судьями районного суда и областного суда дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В оспариваемых судебных актах дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.
Административное наказание Никифорову С.Н. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Свердловской области, главного специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора N 03-02-18/93-2019 от 25 декабря 2019 года (с учетом решения судьи Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 17 марта 2020 года), решение судьи Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 17 марта 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 09 июня 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" МУП "Водоканал" Никифорова Сергея Николаевича оставить без изменения, жалобу защитника "данные изъяты" МУП "Водоканал" Никифорова Сергея Николаевича - Барахвостова М.А. оставить без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.