Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Коробейниковой Лидии Ивановны на постановление мирового судьи судебного участка N1 Серовского судебного района Свердловской области от 23 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Коробейниковой Лидии Ивановны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Серовского судебного района Свердловской области 23 декабря 2019 года Коробейникова Л.И. привлечена к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, с назначением административного наказания в виду штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Коробейникова Л.И. подала жалобу на указанное постановление в Серовский районный суд Свердловской области, в которой просила постановление отменить, производство по жалобе прекратить.
Решением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 05 марта 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Серовского судебного района Свердловской области от 23 декабря 2019 года отменено, дело возвращено мировому судье на новое рассмотрение.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Серовского судебного района Свердловской области от 23 марта 2020 года председатель правления товарищества собственников жилья "Ленина 160" (далее - ТСЖ "Ленина 160") Коробейникова Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Коробейникова Л.И. выражает несогласие с постановлением мирового судьи от 23 марта 2020 года, просит об его отмене, прекращении производства по делу.
Серовская городская прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, письменные возражения не направила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре Российской Федерации") органы прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением законов.
Пунктом 1 статьи 6 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, помимо прочего, вносит представление об устранении нарушений закона.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (абзац 2 части 1 статьи 22 Федерального закона Закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника жилого помещения в многоквартирном доме "данные изъяты" Серовской городской прокуратурой в отношении ТСЖ "Ленина 160" проведена проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства о раскрытии информации. В ходе проверки установлено, что ТСЖ "Ленина 160" в нарушение требований статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставило "данные изъяты" на основании его письменного обращения реестр собственников помещений в многоквартирном доме для созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д.9, 11, 12).
В связи с выявленным нарушением законодательства, Серовским городским прокурором 30 сентября 2019 года в адрес председателя правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. внесено представление N523Ж-2019 об устранении вышеприведённого нарушения федерального законодательства при раскрытии информации (л.д.5), в котором также указано на принятие мер по устранению допущенных нарушений закона, необходимость о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в установленный срок, и разъяснено, что неисполнение требований прокурора влечёт наступление административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление прокурора получено ТСЖ "Ленина 160" 05 октября 2019 года (л.д.6, 8).
28 октября 2019 года в адрес Серовской городской прокуратуры поступил ответ председателя ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. (л.д.14), в котором указано на отсутствие нарушения прав заявителя "данные изъяты" и нарушение законодательства, со ссылкой на то, что: в августе 2019 года "данные изъяты" в ТСЖ "Ленина 160" с заявлением о предоставлении реестра не обращался; 26 августа 2019 года поступило в ТСЖ "Ленина 160" заявление от имени "данные изъяты" о предоставлении реестра собственников помещений многоквартирного дома, которое подписано не "данные изъяты" (так как ранее "данные изъяты" обращался с различными письменными заявлениями лично); в связи с указанным, правлением ТСЖ "Ленина 160" принято решение о приостановлении рассмотрения заявления до предоставления документов, подтверждающих полномочия представителя; от "данные изъяты" дополнительных документов в ТСЖ "Ленина 160" не поступало (л.д.14).
В связи с изложенным, а также учитывая, что ТСЖ "Ленина 160" меры по устранению выявленных прокуратурой требований законодательства не приняты, реестр собственников помещений в доме заявителю "данные изъяты" не предоставлен, прокурор усмотрел в действиях председателя ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынес 17 декабря 2019 года постановление о возбуждении в отношении ТСЖ "Ленина 160" дела об административном правонарушении (л.д.2-4).
Обстоятельства совершения председателем правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 декабря 2019 года (л.д.2-4), представлением Серовского городского прокурора "данные изъяты" от 30 сентября 2019 года (л.д.5), сведениями о направлении представления почтовым отправлением и уведомлением о получении почтового отправления (л.д.6-8), решением прокурора о проведении проверки от 17 сентября 2019 года (л.д.9), заявлением "данные изъяты" от 26 августа 2019 года, адресованное председателю ТСЖ "Ленина 160" (л.д.12), заявлением "данные изъяты" "данные изъяты" от 12 сентября 2019 года, адресованное прокурору (л.д.11), ответом председателя ТСЖ "Ленина 160" от 30 августа 2019 года на заявление "данные изъяты" (л.д.13), ответом председателя ТСЖ "Ленина 160" на представление прокурора от 28 октября 2019 года (л.д.14), объяснениями Коробейниковой Л.И. от 22 ноября 2019 года и от 17 декабря 2019 года (л.д.23, 24), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ "Ленина 160" (л.д. 27-29), Уставом ТСЖ "Ленина 160" (л.д.32-38), а также другими материалами дела, которым судьями нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в действиях председателя правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. состава административного правонарушения являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, указанное лицо правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выражая несогласие с принятым судебным актом, податель жалобы указала на то, что представление прокурора было безотлагательно рассмотрено и о его рассмотрении сообщено в прокуратуру, в ее (Коробейниковой Л.И.) действиях умысел отсутствует; нарушение законодательства в данном случае отсутствовали, права заявителя "данные изъяты" нарушены не были; актуальный реестр собственников был предоставлен в прокуратуру 10 ноября 2019 года, а "данные изъяты" направлен почтовой связью.
Указанные доводы не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения жалобы. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела, иное толкование норм закона, не свидетельствует об ошибочности выводов мирового судьи и незаконности вынесенного постановления.
Так, объективную сторону административного правонарушения образуют действия по невыполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Сведений о признании представления прокурора (как и сведений об обращении с такими требованиями) незаконным в материалах дела не имеется. В настоящем случае внесение представления по факту обращения гражданина напрямую вытекало из закрепленных в Законе "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий прокурора, усмотревшего нарушение требований законодательства, адресовано должностному лицу, полномочному устранить допущенное нарушение закона.
Суждения заявителя, приведенные в жалобе, и толкование ею (Коробейниковой Л.И.) положений Жилищного кодекса Российской Федерации относительно круга лиц, которым ТСЖ обязано предоставить реестр собственников, не ставит под сомнение законность требований прокурора. Так, положениями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме собственника, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Тогда как, в заявлении "данные изъяты" о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме, который является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, указана цель его получения - для созыва и проведения общего собрания.
С учетом изложенного, законность требований прокурора о принятии исчерпывающих мер на устранение выявленных нарушений закон, сообщении результата рассмотрения представления в прокуратуру в установленный законом месячный срок, содержащихся в представлении прокурора, с учетом имеющихся доказательств, сомнений не вызывает. Доводы жалобы об обратном вызваны ошибочным толкованием норм права.
При этом доводы заявителя о том, что представление рассмотрено, ответ дан, несостоятельны. Так содержание ответа, прямо подтверждает то обстоятельство, что требования представления прокурора в части предоставления собственнику жилого помещения в многоквартирном доме N 160 по пр. Ленина в городе Серова "данные изъяты" реестра собственников в указанном многоквартирном доме для созыва и проведения общего собрания собственников помещений в доме не выполнены, меры по устранению нарушений, причин и условий им способствовавших, не предприняты.
Указанные фактические обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о том, что совершенное председателем правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, ссылка в жалобе на то, что представление прокурора содержит требование о рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших указанные нарушения законодательства, не исключает вину председателя правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе на то, что "данные изъяты" не приняты действия в качестве инициатора собрания, а также то обстоятельство, что в дальнейшем Коробейниковой Л.И. актуальный реестр собственников предоставлен в прокуратуру 10 ноября 2019 года, в адрес "данные изъяты" реестр собственников направлен почтовой связью (согласно материалов дела 12 декабря 2019 года - л.д.25), о своевременности выполнения требований прокурора не свидетельствует, а, с учетом установленных фактических обстоятельств, не опровергает вывод мирового судьи о наличии вины Коробейниковой Л.И. в совершении административного правонарушения, выразившегося в умышленном невыполнении вышеуказанных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Довод жалобы Коробейниковой Л.И. об отсутствии умышленной вины в совершении административного правонарушения подлежит отклонению, поскольку председатель правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейникова Л.И. сознавала противоправный характер своего бездействия, предвидела его вредные последствия, и относилась к ним безразлично. Как следует из материалов дела, в частности из представления от 30 сентября 2019 года, Коробейниковой Л.И. было разъяснено, что в случае умышленного неисполнения требований прокурора, предусмотрена административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Получив представление прокурора, последняя надлежащих мер к устранению указанных в нем нарушений не предприняла, требования прокурора не выполнила. Какие-либо доказательства невозможности исполнения требований прокурора отсутствуют.
В связи с тем, что доказательств, подтверждающих отсутствие у Коробейниковой Л.И. реальной возможности для выполнения требований прокурора, а также наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований прокурора, в материалы дела не представлено, действия председателя правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Л.И. правильно квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Утверждение заявителя о том, что в рамках иного дела об административном правонарушении по статье 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ей (Коробейниковой Л.И.) также вменено неисполнение представления прокурора, несостоятельно. Из приложенной к жалобе копии постановления мирового судьи от 26 ноября 2019 года усматривается, что при квалификации действий Коробейниковой Л.И. учитывались иные обстоятельства, а именно неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации. Ссылки в жалобе на то, что административное дело в отношении Коробейниковой Л.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено, не свидетельствуют как о незаконности вышеуказанных требований прокурора, указанных в представлении, так и о наличии оснований для удовлетворения настоящей жалобы. Вопреки доводам заявителя, указанный судебный акт не содержит выводов об отсутствии (наличии) вины в непредставлении "данные изъяты" реестра.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им подписано, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено в присутствии Коробейниковой Л.И, которой разъяснены все права, копия постановления о возбуждении дела вручена. Указанное подтверждается подписями лица, в отношении которого ведется административное производство, в соответствующих графах постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.2-4).
Доводы заявителя жалобы о том, что мировой судья рассмотрела дело в ее отсутствие, она не смогла воспользоваться своими процессуальными правами, основанием для отмены судебного акта не являются. Как усматривается из материалов дела, мировым судьей судебное заседание по вышеуказанному делу было назначено на 16 марта 2020 года; 13 марта 2020 года от Коробейниковой Л.И. поступило на судебный участок N 1 Серовского судебного района письменное обращение, в котором последняя сообщала, что прийти на судебное заседание она не сможет, поскольку заболела (л.д.73); 16 марта 2020 года мировым судьей было вынесено определение, согласно которому вышеуказанное обращение Коробейниковой Л.И. рассмотрено, судебное разбирательство отложено на 23 марта 2020 года (л.д.75); о времени, дате и месте судебного заседания Коробейникова Л.И. была извещена надлежащим образом телефонограммой (л.д.77). Учитывая отсутствие в материалах дела ходатайств об отложении судебного заседания, назначенного на 23 марта 2020 года, мировой судья, вопреки доводам, обоснованно рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствии Коробейниковой Л.И, извещенной надлежащим образом о рассмотрении дела. Таким образом, нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела, не имеется. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Серовского судебного района Свердловской области от 23 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ТСЖ "Ленина 160" Коробейниковой Лидии Ивановны оставить без изменения, жалобу Коробейниковой Лидии Ивановны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.