Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича на решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года по административному делу N 3а-195/2019 по административному иску Галицкого Дениса Григорьевича, Черепановой Юлии Михайловны, ТСЖ "Лаврова 16", ТСН "Дом на улице Николая Островского, 29", ТСЖ "Эльсинор", ТСН "Беляева, 8", ТСЖ "Комсомольский проспект-71", ЖСК 28, ТСЖ "Пушкина 80", ТСЖ "ТРИО", ТСЖ "Карпинского, 112", ТСЖ "Островского 49", ТСЖ "Холмогорская, 4Б", ЖСК N 28, ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Урал-Вест-Дом", ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", ТСЖ "Покровские ворота", ТСЖ "Космонавтов, 74", ТСЖ "Комсомольский проспект, 86", ТСЖ "Космонавта Беляева, 35", ТСЖ "Куйбышева 86", ТСЖ "Авиатор", ТСЖ "Нейвинская 10 А", ТСЖ "Пушкарская, 88", ТСЖ "Панфилова-14", ТСЖ "Добролюбова 1", ТСЖ "9 Мая, 1", ТСЖ "Василия Каменского, 24", ТСЖ "Хабаровская 66", ТСЖ "Черняховского-55", ТСЖ "Уинская, 35", ТСЖ "Петропавловская, 83" о признании недействующими в части нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административных истцов ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", ТСЖ "Комсомольский проспект-71", ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Куйбышева 86", ЖСК N 28 Плотникова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на ее доводы представителя административных ответчиков Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Жоголь Н.Ф, заключение прокурора Тепловой М.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года N 305-П "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае" (далее - Постановление N 305-П) определен размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае.
Пунктом 1 Постановления N 305-П установлено, что плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется потребителем в жилом помещении в многоквартирном доме и потребителем, проживающим в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, исходя из общей площади жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат).
На основании пункта 3.1 Постановления N 305-П размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(2) раздела II(1) приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления N 305-П размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, а также в общежитиях всех форм собственности, определяется в соответствии с формулой 9(8) раздела II(1) приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 "Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Приказ N СЭД-46-04-02-96) (в действующей редакции) утверждены расчетные единицы и категории объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Согласно названному приказу для категории объектов "Домовладения" утверждены следующие расчетные единицы, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления твердых коммунальных отходов: "Многоквартирные дома" - 1 м? общей площади; "Индивидуальные жилые дома" - 1 проживающий.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 (далее - Приказ N СЭД-46-04-02-97) с учетом изменений, внесенных приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года N СЭД-24-02-46-2 и от 6 мая 2019 года N СЭ Д-24-02-46-36, установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края: для категории объектов "Многоквартирные дома" установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 м? общей площади 6, 70 кг/год * 0, 048 м?/год.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10 (далее также - Приказ N СЭД-24-02-46-10) утверждена средняя плотность твердых коммунальных отходов для установленных нормативов на территории Пермского края в размере 115 кг/м?.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года N 53-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края" с учетом изменений, внесенных постановлением от 28 декабря 2018 года N 58-о, утверждена производственная программа Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год. Согласно приложению 2 к Постановлению от 20 декабря 2018 года N 53-о установлен и введен в действие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года соответствующий производственной программе (приложение N 1) предельный единый тариф регионального оператора (пункт 2).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края" от 29 марта 2019 года N 21-о постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года N 53-о и от 28 декабря 2018 года N 58-о признаны утратившими силу, установлен новый предельный единый тариф регионального оператора согласно приложению 2 к этому Постановлению, который действует по 31 декабря 2019 года (пункты 2, 3).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 41-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края" (далее - Постановление N 41-о) утверждена производственная программа Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019 год согласно приложению 1 (пункт 1); установлен и введен в действие предельный единый тариф регионального оператора согласно приложению 2 (пункт 2); признано утратившим силу Постановление от 29 марта 2019 года N 21-о с момента вступления в силу данного Постановления (пункт 3).
Ссылаясь на нарушение своих прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, их противоречие нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 269) административные истцы просили, с учетом уточнения, признать недействующими:
- пункты 1, 3.1, 3.2 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года N 305-П "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае";
- пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 "Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов" в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Домовладения", в том числе, в части установления расчетной единицы накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирных домах равной "1 м? общей площади";
- пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Многоквартирные дома";
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10 "Об утверждении средней плотности твердых коммунальных отходов на территории Пермского края";
- постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 г. N 41-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края".
По требованиям о признании недействующими постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года N 53-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского казенного государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края", постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 марта 2019 года N 21-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края" определением Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года производство по делу прекращено.
Решением Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четверного апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года, административный иск удовлетворен частично.
Со дня вступления решения суда в законную силу признаны недействующими:
- пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" (в редакции приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года N СЭД-24-02-46-2, от 6 мая 2019 года N СЭД-24-02-46-36) в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории "Многоквартирные дома";
- приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10 "Об утверждении средней плотности твердых коммунальных отходов на территории Пермского края";
- постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 41-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края".
В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 года вышеуказанные судебные акты по результатам рассмотрения кассационных жалоб ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", ТСЖ "Комсомольский проспект-71", ТСЖ "Комсомольский проспект-77", ТСЖ "Куйбышева 86", ЖСК N 28 оставлены без изменения.
В поданной 17 сентября 2020 года кассационной жалобе Галицкий Д.Г. просит отменить приятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1, 3.1 постановления Правительства Пермского края от 8 июня 2018 года N 305-П "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае" и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований, ссылаясь на положения части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Иные административные истцы, административные ответчики Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, заинтересованные лица Пермское государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго", ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", ФАС России, УФАС России по Пермскому краю явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, в том числе посредством направления судебных извещений на адреса электронной почты и размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте суда.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций установили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Признавая недействующим пункт 1 Приказа N СЭД-46-04-02-97 (в действующей редакции) в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории "Многоквартирные дома", суд первой инстанции исходил из того, что при расчете норматива были нарушены требования Постановления N 269 в части определения количества контрольных участков и проживающего на них населения, а также принял во внимание недостаточность первичной документации по произведенным замерам и использованным измерительным приборам.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, признал его, по существу, правильным, поскольку на основании пункта 13 Постановления N 269 норматив определяется на одну расчетную единицу, которой в данном случае является 1 м? общей площади.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик достоверные сведения об общей площади помещений, по которым производились расчеты нормативов, не представил, в том числе и в суд апелляционной инстанции.
Признавая недействующим Приказ N СЭД-24-02-46-10, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что средняя плотность твердых коммунальных отходов исчислена Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края на основании данных, полученных с существенным нарушением требований Постановления N 269, а расчет в нарушение пункта 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505, произведен путем вычисления среднеарифметического значения средней плотности ТКО по объектам общественного назначения, многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам без учета удельной доли каждого из этих показателей вместо определения отношения объема ТКО, принятых от собственников, к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения за последний истекший календарный год.
Суд апелляционной инстанции, признав ошибочными отдельные суждения суда первой инстанции об основаниях для признания недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 41-о, с таким выводом согласился в связи с утверждением тарифа регионального оператора ТКО с нарушением пункта 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, а также пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отказывая в признании недействующими пунктов 1, 3.1, 3.2 Постановления N 305-П, пункта 1 приказа N СЭД-46-04-02-96, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что установление дифференцированных расчетных единиц для расчета нормативов накопления ТКО и дифференцированное установление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (в зависимости от категории домовладения - многоквартирные дома либо индивидуальные жилые дома) не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы судов нижестоящих инстанций оспариваются Галицким Д.Г. в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1, 3.1 Постановления N 305-П.
Разрешая эти требования, суды руководствовались статьей 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которой нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 и пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, а также вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
На основании пунктов 2-6 и 14 Постановления N 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении как категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц, так и по категориям объектов, на которых образуются отходы, а также по видам и группам отходов и групп однородных отходов. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Пунктом 4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, предусмотрено, что категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к данным методическим рекомендациям, которым в свою очередь предусмотрено, что домовладения подразделяются на две категории объектов: многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома, в отношении каждого из указанных объектов может быть установлена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив: один проживающий или 1 м? общей площади.
Проанализировав приведенные нормы, суды пришли к правомерному выводу о том, что уполномоченный орган вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами дифференцированно в отношении различных категорий потребителей.
Довод кассационной жалобы о противоречии оспариваемых норм части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и о нарушении ими общеправового конституционного принципа равенства всех перед законом не может быть оценен в порядке административного судопроизводства судом общей юрисдикции.
Проверка законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Галицкого Дениса Григорьевича на решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года оставить без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.