Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ворончихина Евгения Владимировича на решение Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 июля 2020 года по административному делу N 2а-711/2020 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ворончихина Евгения Владимировича, ООО "Диос" о признании нормативного правого акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Миковой С.А, поддержавшей доводы жалобы, возражения на ее доводы представителя административного ответчика Холодкова А.В, прокурора Трошкину А.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации города Березники от 28 февраля 2017 года N 365 утверждён Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом города Березники (далее - Документ планирования регулярных перевозок).
Постановлениями администрации города Березники от 09 апреля 2018 года N 826, от 26 августа 2019 года N 2406 в этот нормативный правовой акт внесены изменения.
В таблице пункта 2.4 раздела II "Мероприятия, планируемые к исполнению" Документа планирования регулярных перевозок (в редакции постановления от 26 августа 2019 года N 2406) содержатся сведения о муниципальных маршрутах регулярных перевозок муниципального образования "Город Березники", для которых предусмотрено изменение вида регулярных перевозок с регулярных перевозок по нерегулярным тарифам на регулярные перевозки по регулярным тарифам: с 01 марта 2020 года запланировано изменение маршрутов N8 (пл. Решетова-Околица- пл. Решетова, г. Березники) (подпункт 1 таблицы) и N37 (д. Суханово- ул. Аксакова, г. Березники) (подпункт 3 таблицы).
ИП Ворончихин Е.В, ООО "Диос" обратились в суд с административными исками, которые были объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с требованиями о признании недействующими подпунктов 1 и 3 таблицы пункта 2.4 раздела II Документа планирования регулярных перевозок.
Требования мотивировали тем, что осуществляют регулярные перевозки по маршрутам NN 8 и 37 по нерегулярным тарифам на основании свидетельств об осуществлении перевозок. Изменение вида регулярных перевозок нарушает их права, влечет ухудшение финансового положения перевозчиков. Указывали на принятие нормативного правового акта администрацией города Березники с нарушением компетенции, на противоречие оспариваемых положений пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 3 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 июля 2020 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 06 октября 2020 года кассационной жалобе ИП Ворончихин Е.В, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Администрация города Березники представила письменные возражения на доводы жалобы.
ООО "Диос", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, представителя в судебное заседание не направил.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что при принятии Документа планирования регулярных перевозок соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия исполнительного-распорядительного органа местного самоуправления, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия и введения в действие.
В указанной части выводы судов обеих инстанций не оспариваются.
Проверяя доводы о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции принял во внимание, что административные истцы, осуществляющие лицензируемую деятельность по перевозке пассажиров по маршруту регулярных перевозок по маршрутам NN 8, 37 на основании свидетельств, действующих с 18 сентября 2017 по 17 сентября 2022 года, о планируемом изменении вида регулярных перевозок были уведомлены 03 сентября 2019 года, то есть с соблюдением срока, установленного частью 2 статьи 18 Закона N 220-ФЗ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии необходимой совокупности оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции исходит из следующего.
Закон N 220-ФЗ предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункты 16-18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
На территории Пермского края вопросы транспортного обслуживания населения регулируются Законом Пермского края от 12 октября 2006 года N 19-КЗ "Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края", которым предусмотрено, что транспортное обслуживание населения осуществляется в том числе в соответствии муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий (статья 1), которые создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края (часть 4 статьи 4).
Частью 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления могут устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Суды, проанализировав названные нормы и муниципальные правовые акты, изложенные в судебных актах, обоснованно признали несостоятельным утверждение административного истца об отсутствии администрации г. Березники права утверждать Документ планирования регулярных перевозок, в частности изменять вид регулярных перевозок.
Судами правомерно отклонены доводы о противоречии оспариваемых положений части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, поскольку вопросы изменения вида регулярных перевозок урегулированы специальной нормой (статьей 18 Закона N 220-ФЗ).
Обязательным условием для изменения вида перевозок, которое и имело место в настоящем деле, является закрепление такого решения в документе планирования регулярных перевозок (часть 1 статьи 18 Закона N 220-ФЗ).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2 статьи 18 Закона N 220-ФЗ).
Приведенная норма предусматривает обязанность органа, установившего маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, уведомить об этом решении лиц, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Таким образом, законодатель возлагает обязанность на уполномоченный орган, установивший муниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, устанавливать срок вступления в силу принятого решения не менее ста восьмидесяти дней и, соответственно, исполнения требования закона об уведомлении лица, осуществляющего перевозки по соответствующему маршруту.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается автором жалобы, что административные истцы были уведомлены об изменении вида регулярных перевозок с соблюдением этого срока.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка в кассационной жалобе на мнение, изложенное в письме Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 03 августа 2020 года, по вопросу порядка изменения вида регулярных перевозок, не опровергает выводы судов нижестоящих инстанций, поскольку по данному административному делу, рассмотренному в порядке абстрактного нормоконтроля, несоответствие постановления в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено.
Кроме того, дата изменения вида регулярных перевозок, установленная в Документе планирования регулярных перевозок, не является, по сути, указанием на срок, с которого осуществляется переход на регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
На основании пункта 8 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ к сведениям, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок, относится вид регулярных перевозок.
Как следует из части 3 статьи 18 Закона N 220-ФЗ, сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.
В материалах дела данные о внесении сведений об изменении вида регулируемых перевозок в реестры маршрутов регулярных перевозок не представлены, равно как и данные о прекращении действий свидетельств ИП Ворончихина Е.В, ООО "Диос" в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ.
Как следует из отзыва на кассационную жалобу, до настоящего времени вид регулируемых перевозок не изменен, постановлением администрации города Березники от 15 июня 2020 года N 01-02-725 срок исполнения предусмотренных Документом планирования регулярных перевозок мероприятий по спорным маршрутам перенесен на 01 января 2021 года.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 13 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ворончихина Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 26 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.