Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года по административному делу N 2а-3877/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска к Масленниковой Лиане Евгеньевне о взыскании задолженности по пеням и штрафам, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Чернявскую Е.В, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Курчатовскому району г..Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Масленниковой Л.Е. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 9951 руб. 76 коп, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 2792 руб. 04 коп, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 1168 руб. 78 коп, штраф по НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 666 руб. 67 коп, в последующем уточнив административные исковые требования о взыскании с ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1января 2017 года) в размере 6 056 руб. 25 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 1 191 руб. 02 коп.; штраф по НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со
ст. 227 НК РФ в размере 666 руб. 67 коп. по тем основаниям, что административный ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, своевременно не уплатила страховые взносы в полном объеме.
Решением Курчатовского районного суда г.Челябинска от 13 ноября 2019 года административные исковые требования ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года принят отказ ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от административного иска в части требований о взыскании с Масленниковой Л.Е. задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 056, 25 руб. и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 529, 97 руб. Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2019 года в части взыскания с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года), в размере 6 056, 25 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 529, 97 руб. отменено, производство по административному делу в данной части прекращено.
Это же решение суда в остальной части отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворено частично. С Масленниковой Л.Е. взыскана задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2018 года, в размере 661, 05 руб, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб. В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказано.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа в части требований о взыскании штрафов на сумму 666 рублей 67 копеек, суд апелляционной инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока на подачу мировому судье заявления о вынесении судебного приказа.
В кассационной жалобе, поданной 14 октября 2020 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Масленниковой Л.Е. штрафов в сумме 666 рублей 67 копеек, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенное судом апелляционной инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылаются на то, что заявление о вынесении судебного приказа в отношении Масленниковой Л.Е. подано с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а применение норм Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" к спорным правоотношениям не допустимо.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Чернявская Е.В. на удовлетворении кассационной жалобы настаивала по приведенным в жалобе основаниям.
Административный ответчик Масленникова Л.Е. в суд кассационной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя налогового органа, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятого судебного акта.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Масленникова Л.Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 27 января 2004 года по 25 февраля 2016 года.
17 февраля 2016 года УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой было направлено требование N 084S01160041398 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 16 февраля 2016 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 09 марта 2016 года произвести оплату, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2015 год в бюджет ФОМС в размере 3 650, 58 руб.
Также УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска Масленниковой Л.Е. было выставлено требование N 084S01160241776 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 18 июля 2016 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 05 августа 2016 года произвести оплату, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в бюджет ФОМС в размере 589, 17 руб.
Таким образом, общая сумма недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2015-2016 годы в бюджет ФОМС составила 4 239, 75 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Курчатовского района г. Челябинска от 13 января 2017 года отменен судебный приказ от 16 декабря 2016 года о взыскании с Масленниковой Л.Е. в пользу УПФР по Курчатовскому району г. Челябинска помимо прочего задолженности за 2015-2016 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 4 239, 75 руб.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 октября 2017 года с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска взыскана в числе прочих недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 239, 75 руб. Данное решение вступило в законную силу 14 ноября 2017 года.
12 июля 2018 года ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой было направлено требование N 2623 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 05 июля 2018 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 30 июля 2018 года произвести оплату:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, в размере 9 951, 76 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 1 168, 78 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 2 792, 04 руб.
Кроме того, решениями ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска NN 433, 434, 435 от 12 сентября 2016 года Масленникова Л.Е. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций за 2013, 2014, 2016 годы в виде штрафа в размере 250 руб, 250 руб, 166, 67 руб. соответственно, в общей сумме 666, 67 руб. 07 ноября 2016 года ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой были направлены требования N 7924, 7925, 7926 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02 ноября 2016 года, в которых Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 28 ноября 2016 года произвести оплату штрафа на общую сумму 666, 67 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 1 Курчатовского района г. Челябинска от 28 января 2019 года отменен судебный приказ от 14 декабря 2018 года о взыскании с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска задолженности по налогу и пени в размере 14 579, 25 руб.
Разрешая требования ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска, суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд, пришел к выводу об удовлетворении требований в заявленном в административном иске размере, в том числе и о взыскании штрафов в сумме 666, 67 руб.
Судебная коллегия по административным делам областного суда не согласилась с данными выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании с Масленниковой Л.Е. штрафов в сумме 666, 67 руб, суд апелляционной инстанции указал на пропуск налоговым органом срока на подачу мировому судьей заявления о вынесении судебного приказа.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте и оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорные правоотношения возникли до 01 января 2017 года, в связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции верно указал, что подлежат применению нормы законодательства, регулировавшие порядок исчисления и уплаты страховых взносов до указанной даты - Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с частью 1.2 статьи 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Согласно части 2.1 статьи 21 Закона о страховых взносов, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (ч. 2.2 ст. 21 Закона о страховых взносах).
Установив, что общая сумма штрафов по требованиям N 7924, 7925, 7926 превысила 500 руб, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что органу контроля за уплатой страховых взносов необходимо было обратиться в суд с заявлением о взыскании не позднее 28 мая 2017 года (28 ноября 2016 года + 6 мес.). Однако заявление о вынесении судебного приказа, в котором заявлялось требование о взыскании с Масленниковой Л.Е. штрафов на сумму 666, 67 руб, было подано в суд только 14 декабря 2018 года, с существенным пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы суда, изложенные в обжалованном судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежит, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.