Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Загайновой А.Ф, Ермолаевой Л.П, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования администрации Владимирской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 июля 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-1344/2020 по административному иску Департамента образования администрации Владимирской области к Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным заключения от 26 ноября 2015 года, заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент образования администрации Владимирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным и отмене заключения заведующего сектором по опеке и попечительству и охране прав детства Исетского района Департамента социального развития Тюменской области от 26 ноября 2015 года.
Административный иск обоснован тем, что 26 ноября 2015 года заведующим сектором по опеке и попечительству и охране прав детства Исетского района Департамента социального развития Тюменской области принято решение об установлении факта невозможности проживания Гринкевича П.П, являющегося лицом из числа детей-сирот, в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты". С данным заключением не согласен, указывая, что жилое помещение имеет площадь 43 кв.м, при учетной норме 9 и менее кв.м, зарегистрировано по адресу 2 человека, в связи с чем на одного человека приходится более учетной нормы.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 03 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 июля 2020 года, административный иск Департамента образования Администрации Владимирской области отклонен.
В кассационной жалобе, поданной 24 сентября 2020 года, Департамент образования администрации Владимирской области просит отменить судебные акты ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что по административному делу такого рода нарушения не допущены.
Федеральный законодатель, устанавливая в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определил, что наряду с другими названными в этой норме категориями детей лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, имеют право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет (абзацы второй и третий пункта 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела установлено, что Гринкевич П.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Гринкевичу П.П, на праве собственности принадлежит 1/9 доля (4, 78 кв.м) в праве на жилое помещение, общей площадью 43 кв.м, расположенное по адресу: "данные изъяты". По указанному адресу на регистрационном учете состоят Гринкевич П.П. и "данные изъяты"
Заключением заведующего сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Исетского района Департамента социального развития Тюменской области Докучаевой Г.Д. от 26 ноября 2015 года установлен факт невозможности проживания Гринкевича П.П. в ранее занимаемом помещении по тому основанию, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение Гринкевича П.П.
Разрешая спор и отказывая Департаменту образования администрации Владимирской области в удовлетворении административного иска, суды руководствовались пунктами 1, 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходили из того, что факт невозможности проживания Гринкевича П.П. в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты", установлен вступившим 19 июня 2019 года в законную силу решением Петушинского районного суда Владимирской области от 15 апреля 2019 года, которым по иску прокурора на администрацию Петушинского района при указанных обстоятельствах возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить Гринкевича П.П. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений. Иск прокурора Петушинского района был вызван решением органа опеки и попечительства администрации Петушинского района об отказе включить Гринкевича П.П. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений.
Установив, что определением Петушинского районного суда Владимирской области от 03 октября 2019 года произведена замена должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании решения суда от 15 апреля 2019 года, с администрации Петушинского района на Департамент образования администрации Владимирской области, суды отвергли доводы административного истца о том, что оспариваемым заключением Департамента социального развития Тюменской области от 26 ноября 2015 года на Департамент образования администрации Владимирской области неправомерно возложена обязанность включить Гринкевича П.П. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами нижестоящих судов, основанными на правильном применении нормы материального права и фактических обстоятельствах, установленных по делу.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 565-п "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения" направлены на оспаривание судебных актов, вступивших в законную силу, и выводов о праве Гринкевич П.П. на жилое помещение специализированного жилищного фонда и не могли быть приняты во внимание.
Кроме того, постановлением Правительства Тюменской области от 31.01.2020 N 35-п "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения и об утрате силы некоторых нормативных правовых актов" постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 565-п признано утратившим силу.
Поскольку каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по административному делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам заявителя не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 03 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 06 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.