Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-102/2020 по иску Прокурора г. Пласта Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N2" г. Пласта, Управлению образования Пластовского муниципального района Челябинской области, о возложении обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности, выполнить необходимые мероприятия антитеррористической направленности
по кассационной жалобе Управления образования Пластовского муниципального района Челябинской области на решение Пластовского городского суда Челябинской области от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, возражений, доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора Ботева В.Ю, просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Пласта Челябинской области (далее - прокурор) в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился с учетом уточнений к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N2" г. Пласт (далее - МКДОУ "Детский сад N 2"), Управлению образования Пластовского муниципального района с иском о возложении на МКДОУ "Детский сад N 2" обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности на объект, выполнить мероприятия в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а именно: обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул. Новый-Быт, 19, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года; возложить на Управление образование Пластовского муниципального района в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г..Пласта проведена проверка деятельности МКДОУ "Детский сад N 2", в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона 16 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ). Установлено, что комиссией под председательством заведующей МКДОУ "Детский сад N 2" проведено обследование и категорирование объекта - МКДОУ "Детский сад N 2", расположенного по адресу: "данные изъяты", по результатам которого комиссия решилаприсвоить объекту третью категорию опасности. Вместе с тем, согласно акту обследования и категорирования МКДОУ "Детский сад N 2" г..Пласта сведения об обеспечении охраны объекта, наличии металлоискателей, а также об оборудовании на 1-м этаже помещения охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации отсутствуют, контрольно-пропускные пункты отсутствуют (п. 4.4). Паспорт безопасности объекта не разработан, не согласован и не утвержден. Таким образом, руководством указанного образовательного учреждения не выполнены мероприятия, предусмотренные п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006. МКДОУ "Детский сад N 2" г..Пласта является образовательным учреждением и относится к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в связи с чем, невыполнение вышеуказанных требований снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, свидетельствует о несоблюдении законодательства в сфере противодействия и профилактики террористической деятельности, ненадлежащем отношении работников учреждения, ответственных за работу на данном направлении, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, несовершеннолетних детей, имущественного ущерба, а также возникновение чрезвычайных ситуаций в результате террористической деятельности.
Приказом Управления образования Пластовского муниципального района от 29 декабря 2018 года N 810 утвержден перечень подведомственных получателей бюджетных средств на 2019 год, в число которых входит МКДОУ "Детский сад N 2" г..Пласта, в связи с чем, Управление образования отвечает по денежным обязательствам образовательного учреждения.
Решением Пластовского городского суда Челябинской области от 13 марта 2020 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 июня 2020 года исковые требования удовлетворены частично, на МКДОУ "Детский сад N 2" возложена обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006: обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: Челябинская область, г..Пласт, ул. Новый-Быт, 19, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на первом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года.
На Управление образования Пластовского муниципального района обязанность возложена обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 на объекте МКДОУ "Детский сад N 2", расположенном по адресу: "данные изъяты". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Управления образования Пластовского муниципального района просит об отмене судебных актов как вынесенных с нарушением норм материального права. Считает, что судами не учтено, что комиссией уже определены мероприятия, установленные пп. "а", "б", "в", "г", "д" п.25 Постановления Правительства РФ N 1006, о чем указано в акте обследования, паспорте безопасности объекта и приказом председателя комиссии определены сроки проведения данных мероприятий, которые на момент вынесения решения не истекли. Отказав в удовлетворении требований прокурора о разработке и согласовании паспорта безопасности, в виду того, что паспорт безопасности разработан и комиссией определены мероприятия суд в противоречие выводом комиссии и установленным срокам, подменив коллегиальный орган, установилиные сроки выполнения мероприятий (до 01 сентября 2021 года), чем нарушил п.11 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года N 100 Поскольку определение необходимых мероприятий и установление сроков их проведения относится к компетенции комиссии, которая уже возложила обязанность по их выполнению, возложение указанной обязанности повторно судом является безосновательным. Полагают ошибочными выводы суда о том, что паспорт безопасности, приказ N 25 от 25 ноября 2019 не могут быть приняты во внимание, поскольку паспорт безопасности разработан, согласован и утвержден только после обращения прокурора в суд с настоящим иском, что МКДОУ "Детский сад N 2" г. Пласта не были соблюдены сроки при разработке, согласовании и утверждении паспорта безопасности. Находят необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о нарушении срока согласования паспорта безопасности, так как нарушение срока судами не устанавливалось.
Прокуратура Челябинской области в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность указанных в ней доводов, ранее рассмотренных в суде апелляционной инстанции, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Представители ответчиков Управление образования Пластовского муниципального района Челябинской области, Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N2" г. Пласта в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки деятельности МКДОУ "Детский сад N 2" г. Пласта прокуратурой г.Пласта выявлены нарушения Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в деятельности дошкольного образовательного учреждения, а именно: не был разработан, согласован и не утвержден Паспорт безопасности объекта; отсутствовали сведения об обеспечении охраны объекта, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на первом этаже указанного объекта не оборудованы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации; основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
Также судами установлено, что обследование и категорирование объектов и территории МКДОУ "Детский сад N 2" осуществлено комиссией в период с 23 сентября 2019 года по 22 ноября 2019 года. По результатам обследования комиссия решилаприсвоить объекту 3 категорию опасности. Заведующему МКДОУ "Детский сад N 2" рекомендовано разработать долгосрочные планы мероприятий по совершенствованию(поддержанию) защиты объекта. Паспорт безопасности МКДОУ "Детский сад N 2" г. Пласта разработан и утвержден 02 марта 2020 года, то есть после обращения прокурора г.Пласта с настоящим иском.
Установив указанные выше обстоятельства суд первой инстанции исходя из того, что отсутствие в дошкольном образовательном учреждении охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованного помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, средств передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации; отсутствие контрольно-пропускного пункта (поста охраны); отсутствие оснащенности стационарными или ручными металлоискателями не обеспечивает в полной мере исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности объекта ответчика, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы на безопасное пребывание в образовательном учреждении исковые требования прокурора удовлетворил частично, возложив на МКДОУ "Детский сад N 2" г..Пласта обязанность по выполнению ряда мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006. С учетом того, что на дату разрешения спора паспорт безопасности МКДОУ "Детский сад N 2" г..Пласта был разработан, согласован и утвержден, исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности на объект отклонил как фактически
исполненные.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.2 п.4 ч.2 ст. 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения указанных Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), обязанность создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункты 8, 15, 43, 44, 45 Требований).
Согласно пунктам 24 и 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на 1-м этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 32 вышеназванных Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Установив, что МКДОУ "Детский сад N 2" г. является образовательной организацией, которой присвоена 3 категория опасности суды пришли к обоснованному выводу, что указанные требования с момента введения их в действие распространяются и на данное учреждение, правильно применив указанные правовые нормы, пришли к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы обжалуемые судебные постановления соответствуют положениям статей 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1 - 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении".
По существу жалоба сводится к изложению обстоятельств, исследованных судами первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны оценкой доказательств, выполненной судами в полном соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судами не допущены, судебные акты являются законными и обоснованными, а доводы, приведенные в кассационной жалобе - несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пластовского городского суда Челябинской области от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Пластовского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.