Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А..К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-151/2020 по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Школа N 15" с.Демарино, Управлению образования Пластовского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования, выполнить необходимые мероприятия, по кассационной жалобе Управления образования Пластовского муниципального района на решение Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 04 августа 2020 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор г..Пласта Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению "Школа N 15" с. Демарино (далее - МКОУ "Школа N 15" с. Демарино), Управлению образования Пластовского муниципального района, в котором с учетом уточнений просил возложить на МКОУ "Школа N 15" с.
Демарино обязанность разработать и согласовать паспорт безопасности на объект, выполнить мероприятия в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а именно: обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: "данные изъяты", сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нём систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года, возложить на Управление образования Пластовского муниципального района обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных иль "б", "в", "г", "д" "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006 на объекте МКОУ "Школа N 15" с. Демарино, расположенном по вышеуказанному адресу.
Решением Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 04 августа 2020 года исковые требования удовлетворены частично. На муниципальное казенное образовательное учреждение "Школа N 15" с. Демарино возложена обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006: обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: "адрес", сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на первом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года.
На Управление образования Пластовского муниципального района возложена обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006 на объекте муниципальное казенное образовательное учреждение "Школа N 15" с. Демарино, расположенном по адресу: "адрес". В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г..Пласта Челябинской области отказано.
В кассационной жалобе Управление образования Пластовского муниципального района просит об отмене указанных судебных актов. Ссылается на то, что судами не проверено то обстоятельство, что на момент подачи искового заявления срок согласования паспорта безопасности не истек, согласившись с тем, что определять мероприятия и устанавливать сроки их выполнения, а также составить акт обследования и паспорт безопасности должна комиссия, суды, подменив коллегиальный орган, установили иные сроки выполнения мероприятий, отличные от установленных приказом N 440 от 25 ноября 2019 года, что является нарушением норм материального права, влияет на процедуру принятия решения комиссией, безопасность образовательной организации. При наличии согласованного паспорта безопасности, в котором установлены мероприятия и сроки их выполнения у суда не имелось оснований для удовлетворения требований прокурора.
Прокурор отдела прокуратуры Челябинской области Соколова Н.Ф. в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Представители ответчиков МКОУ "Школа N 15" с. Демарино, Управления образования Пластовского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения
Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения указанных Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 8, 15, 43, 44, 45 Требований).
Также согласно п. 24 и 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на 1 -м этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.8 ч. 1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности МКОУ "Школа N 15" с. Демарино Пластовского района Челябинской области выявлены нарушения Закона о противодействии терроризму, а именно: не разработан, не согласован и не утвержден Паспорт безопасности объекта; физическая охрана объекта обеспечена силами сторожей, отсутствуют сведения об обеспечении охраны объекта, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на первом этаже указанного объекта не оборудованы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации; основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями.
Судами также установлено, что паспорт безопасности МКОУ "Школа N 15" с. Демарино разработан, утвержден и на дату рассмотрения дела согласован.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, Требований, а также Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что неисполнение МКОУ "Школа N 15" с. Демарино обязанности по предоставлению сведений об обеспечении охраны объекта, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на первом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации; по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); по оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на безопасное пребывание на территории дошкольного образовательного учреждения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в этой части.
Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности на объект отклонены судом, как фактически исполненные.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными требованиями согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы кассатора о том, что судом не было принято во внимание, что комиссией были определены мероприятия, предусмотренные подпунктами "б", "в", "г", "д" п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 N 1006, и установлены сроки их исполнения, при этом судом установлены иные сроки выполнения мероприятий отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
К выводу об удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика МКОУ "Школа N 15" с. Демарино обязанности по выполнению вышеуказанных мероприятий в срок до 01 сентября 2021 года суд первой инстанции пришел исходя из обязательности указанных мероприятии и отсутствии их исполнения на момент рассмотрения спора.
Отвечая на аналогичные доводы заявителя, суд апелляционной инстанции отметил, что Требованиями N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Таким образом, выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, выводы суда в части срока для исполнения указанных в решении мероприятий - до 01 сентября 2021, являются мотивированным, отвечают критериям разумности, достаточности, соответствуют положениям ТребованийN 1006.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, судами не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка, в связи с чем, законных оснований для отмены судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 04 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Пластовского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.