Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А..К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-153/2020 по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Школа N 10" г. Пласта, Управлению образования Пластовского муниципального района о возложении обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образования, выполнить необходимые мероприятия, по кассационной жалобе Управления образования Пластовского муниципального района на решение Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 августа 2020 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор г. Пласта Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц обратился в суд с требованием к муниципальному казенному образовательному учреждению "Школа N 10" г. Пласта (далее МКОУ "Школа N 10 г. Пласта"), Управлению образования Пластовского муниципального района о возложении на МКОУ "Школа N 10 г. Пласта" обязанности разработать, провести согласование и утвердить паспорт безопасности на объект, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул. Октябрьская, д. 54. В срок до 01 сентября 2021 года возложить на МКОУ "Школа N 10 г. Пласта" обязанность обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органной исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации; оборудовать основные входы в здания, входящих в состав рассматриваемого объекта, контрольно- пропускными пунктами. Возложить на Управление образования Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных п.п. б, в, г "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
В основание иска указал, что отсутствие на указанном объекте дошкольного образования круглосуточной охраны сотрудниками охранных организаций является нарушением Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 N 1235.
Решением Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года исковые требования прокурора г. Пласта Челябинской области к Муниципальному казенному образовательному учреждению "Школа N 10" г. Пласта, Управлению образования Пластовского муниципального района Челябинской области, удовлетворены частично. На муниципальное казенное образовательное учреждение "Школа N 10" г. Пласта возложена обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006:
-обеспечить охрану объекта, расположенного по адресу: "данные изъяты", сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
-оборудовать на первом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здание, входящие в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
-оснастить объект (территорию) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года. На Управление образования Пластовского муниципального района возложена обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных п.п. "б", "в", "г", "д" п. 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 N 1006 на объекте муниципальное казенное образовательное учреждение "Школа N 10" г. Пласта, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул. Октябрьская, 54.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 августа 2020 года решение суда отменено в части возложения на муниципальное казенное образовательное учреждение "Школа N 10" г. Пласта обязанности по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями в срок до 01 сентября 2021 года, возложения на Управление образования Пластовского муниципального района обязанности по финансированию мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года N 1006. В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление образования Пластовского муниципального района просит об отмене указанных судебных актов. Ссылается на то, что в досудебном порядке ответчиками были устранены нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки, вместе с тем, суд не учел разработку мероприятий, изложенных в акте обследования, паспорте безопасности объекта и приказе председателя комиссии. Не соглашается со сроком исполнения мероприятий, установленным судом в нарушение Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), которым предусмотрено определение сроков коллегиальным органом - комиссией, разрабатывающей мероприятия. Полагает, что оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности выполнения мероприятий не имелось, поскольку данная обязанность ранее уже была возложена комиссией, результаты работы комиссии не отменены, данных о том, что комиссия свои обязанности не выполнила, или не установиласроки проведения мероприятий не установлено, повторное возложение обязанности по выполнению мероприятий свидетельствует о нарушении норм материального права и влияет на процедуру принятия комиссией решений.
Прокурор отдела прокуратуры Челябинской области О.Я. Рыскина в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Представители ответчиков МКОУ "Школа N 10 г. Пласта", Управления образования Пластовского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения
Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с п.5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения указанных Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (п. 8, 15, 43, 44, 45 Требований).
Также согласно п. 24 и 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на 1 -м этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.8 ч. 1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой проверки деятельности МКОУ "Школа N 10" г. Пласта выявлены нарушения Закона о противодействии терроризму, а именно: физическая охрана обеспечена в дневное время - вахтером, в ночное - сторожем, на первом этаже указанного объекта не оборудованы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, не оборудованы контрольно-пропускные пункты (посты охраны), не разработан, не согласован и не утвержден Паспорт безопасности объекта.
Судами также установлено, что паспорт безопасности МКОУ "Школа N 10" г. Пласта разработан, утвержден и на дату рассмотрения дела согласован.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, Требований, а также Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местною самоуправления в Российской Федерации", установив, что неисполнение МКОУ "Школа N 10" г. Пласта обязанности по предоставлению сведений об обеспечении охраны объекта, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; по оборудованию на первом этаже указанного объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации; по оборудованию основных входов в здание, входящих в состав рассматриваемого объекта (территории и), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на безопасное пребывание на территории дошкольного образовательного учреждения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в этой части.
Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать и согласовать паспорт безопасности на объект отклонены судом, как фактически исполненные.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда в части удовлетворения требований о возложении на МКОУ "Школа N 10" г. Пласта обязанности но оснащению объекта стационарными или ручными металлоискателями и возложении на Управление образования Пластовского муниципального района обязанности по финансированию мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года N 1006 не согласился, отменяя решение суда в данной части исходил из того, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку указанное требование прокуратурой Пластовского района не заявлялось, согласно акта обследования и категорирования МКОУ "Школа N 10" г. Пласта, на территории образовательного учреждения имеется стационарный металлоискатель.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы кассатора о том, что судом не было принято во внимание, что комиссией были определены мероприятия, предусмотренные подпунктами "а", "б", "в", "г" п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 N 1006, и установлены сроки их исполнения, при этом судом установлены иные сроки выполнения мероприятий отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
К выводу об удовлетворении требований прокурора в части возложения на ответчика МКОУ "Школа N 10" г. Пласта обязанности по выполнению вышеуказанных мероприятий в срок до 01 сентября 2021 года суд первой инстанции пришел исходя из обязательности указанных мероприятии и отсутствии их исполнения на момент рассмотрения спора.
Отвечая на аналогичные доводы заявителя, суд апелляционной инстанции отметил, что Требованиями N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Таким образом, выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, выводы суда в части срока для исполнения указанных в решении мероприятий - до 01 сентября 2021, являются мотивированным, отвечают критериям разумности, достаточности, соответствуют положениям ТребованийN 1006.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, судами не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка, в связи с чем, законных оснований для отмены судебных актов не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пластского городского суда Челябинской области от 26 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления образования Пластовского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.