Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Горбуновой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-1536/2020 по иску Челябинского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российское железные дороги" в лице Южно - Уральской дирекции управления движения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" об обязании привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта - ж/д станции Чурилово от актов незаконного вмешательства, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Советского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы с учетом дополнений, возражений, пояснения представителя открытого акционерного общества "РЖД", действующего по доверенности, Ювашева А. В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Ботева В.Ю, указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Челябинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российское железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице Южно - Уральской дирекции управления движения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" о возложении обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Чурилово от актов незаконного вмешательства, включая группу быстрого реагирования, специального оснащения, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъективного и пропускного режима в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере транспортно безопасности на объектах железнодорожного транспорта выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а также законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Чурилово. Однако до настоящего времени необходимые действия ответчиком не совершены. Неисполнение ОАО "РЖД" требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года, исковые требования удовлетворены. На ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Чурилово от актов незаконного вмешательства, включая группу быстрого реагирования, специального оснащения, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данного ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъективного и пропускного режима.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит об отмене судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. В обосновании жалобы с учетом дополнений указывает на рассмотрение судом спора с нарушением правил подсудности, поскольку требования предъявлены к Центральной дирекции управления движением, которая находится по адресу: г "данные изъяты" а не к Южно-Уральской железной дороге, кроме того, объект транспортной безопасности -железнодорожная станция Чурилово относится к деятельности Центральной дирекции управления движения- филиала ОАО "РЖД", расположенного в г..Москве, следовательно спор подлежит рассмотрению в Мещанском районном суде г..Москвы. При этом отмечает, что заявленные исковые требования не вытекают из деятельности Южно-Уральской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" по месту нахождения которой определена подсудность. Требование прокурора образовать (сформировать) или привлечь для защиты объекта транспортной безопасности в отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры преждевременно. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" техническими средствами транспортной безопасности осуществляется поэтапно, в сроки установленные Правительством РФ, вместе с тем, Постановление Правительства РФ в отношении ОАО "РЖД" по установлению объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных значимых критериев и этапов отсутствует, срок для оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности не определен. Обязанность привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ возникает у ответчика только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности. Выполнение плана не может производиться до его утверждения. Удовлетворяя исковые требования, суды не учли особенности функционирования железнодорожного транспорта, что также нарушает принцип поэтапной реализации требований транспортной безопасности.
Ссылается на утверждение Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года N 1633 новых требований по обеспечению транспортной безопасности, согласно которым изменен порядок подготовки плана обеспечения транспортной безопасности и прилагаемых к нему документов о привлечении подразделения транспортной безопасности, в связи с вступлением данного Постановления в законную силу актуальность ранее предъявляемых требований к обеспечению транспортной безопасности утратила силу, соответственно ранее разработанный план обеспечения транспортной безопасности подлежит корректировке в том числе, по результатам дополнительной проверки уязвимости объектов транспортной прокуратуры. Реализация плана по устаревшим требованиям нарушает требования транспортной безопасности и может привести к необратимым последствиям.
Уральская транспортная прокуратура представила возражения на кассационную жалобу, указав на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности (ст. 3 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).
Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции и другие структурные элементы (подп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования). Требования вступили в силу с 01 июля 2017 года.
Согласно подп. 3 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Также субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подп. 6, 7 п. 5 Требований).
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Росжелдора от 31 июля 2012 года объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Чурилово Южно-Уральской железной дороги - внесен в Единый реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением номера ЖСТ 304550 и второй категории.
О внесении объекта в реестр и присвоении категории ответчик ОАО "РЖД" как субъект транспортной инфраструктуры уведомлен Росжелдором в письменной форме 02 августа 2012 года.
25 ноября 2013 года утверждены результаты оценки уязвимости станции Чурилово, а дополнительной оценки уязвимости - 19 марта 2019 года. План обеспечения транспортной безопасности утвержден Росжелдором 07 июня 2016 года. Изменения в план обеспечения транспортной безопасности поступили в Управление Росжелдора 02 августа 2019 года, по результатам рассмотрения 26 августа 2019 года принято решение об отказе в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности.
Подпунктом 17 п. 5 Требований, вступивших в силу с 01 июля 2017 года, субъектам транспортной инфраструктуры был установлен трехмесячный срок (то есть до 01 октября 2017 года) для проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждения в установленном порядке ее результатов, если изменяются положения документа, регламентирующие меры по защите объекта транспортной инфраструктуры.
Однако результат дополнительной оценки уязвимости станции Чурилово на основании Требований был утвержден Росжелдором 19 марта 2019 года. Изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в Управление Росжелдора представлены 02 августа 2019 года, по результатам рассмотрения было отказано в их утверждении в связи с несоответствием Требованиям, в том числе и по причине нарушения подп. 3 п. 5 Требований.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 4, 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 495, установив, что до настоящего времени изменения в план обеспечения транспортной безопасности станции Чурилово не утверждены, для зашиты станции Чурилово не привлечено подразделение транспортной безопасности, ответчик длительное время не проводил дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
Проверяя доводы ответчика ОАО "РДЖ" о преждевременности возложения на него обязанности образовать (сформировать) или привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Чурилово от актов незаконного вмешательства, в виду отсутствия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта (станции Чурилово) суд апелляционной инстанции данные ссылки отклонил как основанные на неверном толковании норм материального права.
Коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на верном применении норм материального права о том, что действующее законодательство не ставит в зависимость от утверждения плана обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции. Составление плана обеспечения транспортной безопасности, соответствующего Требованиям, является обязанностью ОАО "РЖД", и ее невыполнение ответчиком не должно препятствовать обеспечению безопасности станции Чурилово.
Поскольку ответчику отказано в утверждении изменений в план обеспечения транспортной безопасности станции Чурилово в том числе по причине необразования и непривлечения для защиты станции подразделения транспортной безопасности, указанные действия должны быть совершены ответчиком до разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, что согласуется с пп. 9 п. 5 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Требований.
Ссылки кассатора на постановление Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", которым изменен порядок подготовки плана обеспечения транспортной безопасности и прилагаемых к нему документов отклоняются судебной коллегией, поскольку данный нормативно правовой акт принят после рассмотрения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о том, что спор рассмотрен с нарушением правил подсудности не нашли своего подтверждения, поскольку ответчиком по делу является ОАО "РЖД" (не филиал, представительство или иное структурное подразделение), один из филиалов которого расположен на территории Советского района г. Челябинска, постольку принятие и рассмотрение иска прокурора по месту нахождения филиала ОАО "РЖД" нормы процессуального законодательства не нарушает.
Таким образом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами при разрешении спора, и, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения апелляционного определения.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 01 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.