Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Работник Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-476/2020 по административному исковому заявлению Мешкова Петра Станиславовича к Избирательной комиссии Воронежской области о защите избирательных прав по апелляционной жалобе Мешкова Петра Станиславовича на решение Воронежского областного суда от 10 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
Мешков П.С. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, указывая на то, что постановлением Воронежской областной Думы от 11 июня 2020 года N 2154-VI-ОД на 13 сентября 2020 года назначено проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва. Избирательной комиссией Воронежской области 15 июня 2020 года принято решение N 134/883-6, которым утвержден "Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва", согласно которому проведение голосования на выборах определено 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
29 июля 2020 года Избирательная комиссия Воронежской области вынесла решение N 154/995-6 "О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва", в котором внесла изменения в ранее принятое решение и определила, что голосование на выборах будет проводиться не один день, а три дня - с 11 по 13 сентября 2020 года. Основанием принятия оспариваемого решения послужило постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7, в котором предусмотрено проведение голосования в течение трех дней.
Административный истец полагает, что постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 и утвержденный данным постановлением Порядок являются незаконными в части того, что выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва могут и должны проводиться в течение трех дней, поскольку противоречит Федеральному закону от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 267-ФЗ) и статье 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательной комиссией, организующей выборы депутатов Воронежской областной Думы, имеющей право принимать решение о голосовании в течении трех дней подряд, является Избирательная комиссия Воронежской области, следовательно, решение могло быть принято в течение десяти дней с момента опубликования постановления Воронежской областной Думы от 11 июня 2020 года, то есть не позднее 21 июня 2020 года.
Совершенные Избирательной комиссией Воронежской области нарушения закона и избирательных прав административного истца свидетельствуют о нежелании членов данной комиссии соблюдать Конституцию Российской Федерации, конституционные и избирательные права граждан и конституционные обязанности, возложенные на членов избирательной комиссии.
Административный истец Мешков П.С. просил признать: неправомерными, незаконными действия членов Избирательной комиссии Воронежской области, издавших 29 июля 2020 года постановление N 154/995-6 "О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва", в котором они в целях реализации Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума, с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7, решили внести изменения в решение Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года N 134/883-6 "О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва", в котором утвердили проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трех дней - 11, 12, 13 сентября 2020 года;
признать неправомерным, незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года N 154/995-6 "О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва" в части, в которой этим решением отменено решение этой комиссии от 15 июня 2020 года N 134/883-6, которым был утвержден "Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва", согласно которому проведение голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва было определено 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов, вместо этого утверждено и назначено проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трех дней;
вынести решение о расформировании Избирательной комиссии Воронежской области;
признать неправомерным, незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 и утвержденный этим постановлением Порядок в части утверждения и назначения проведения трехдневного голосования 11, 12, 13 сентября 2020 года при проведении выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, областных законодательных собраний субъектов Российской Федерации и других законодательных собраний, в которых Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не является Избирательной комиссией, организующей выборы.
Определением судьи Воронежского областного суда от 09 сентября 2020 года в принятии административного искового заявления Мешкова П.С, поданного в интересах неопределенного круга лиц - всех граждан Российской Федерации - жителей одномандатного округа N 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области, в части административных исковых требований о расформировании Избирательной комиссии Воронежской области отказано; административное исковое заявление Мешкова П.С. к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании неправомерным, незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 и утвержденного этим постановлением Порядка возвращено административному истцу.
Решением Воронежского областного суда от 10 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Мешкова П.С. к Избирательной комиссии Воронежской области о защите избирательных прав отказано.
В апелляционной жалобе Мешков П.С. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что решение суда являет подложным и фальсифицированным. Постановление ЦИК Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 не является нормативным актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к нормам Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области".
На апелляционную жалобу прокуратурой Воронежской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности принятого судом решения.
Мешков П.С. и представитель Избирательной комиссии Воронежской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, не явились.
На основании положений статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, вышеназванный Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Воронежской области гарантии избирательных прав граждан, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области" (далее - Избирательный кодекс Воронежской области).
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 27 Избирательного кодекса Воронежской области Избирательная комиссия Воронежской области является государственным органом Воронежской области, организующим подготовку и проведение выборов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, данным Законом Воронежской области, а также иными законами Воронежской области.
В соответствии со статьей 24 Избирательного кодекса Воронежской области комиссии: обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов на территории Воронежской области (часть 1); обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов (часть 5). Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Воронежской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации (часть 10).
Избирательная комиссия Воронежской области в ходе подготовки и проведения выборов органов государственной власти Воронежской области обеспечивает на территории Воронежской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и данным Законом Воронежской области (пункты 5, 33 статьи 28 Избирательного кодекса Воронежской области).
Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), вступившим с силу 23 мая 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон N 67-ФЗ. Статья 65 Федерального закона N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - Порядок досрочного голосования).
Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования: 1) досрочное голосование в помещении для голосования; 2) досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); 3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); 4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени (пункт 1.3 Порядка досрочного голосования).
Формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования, применяются в том числе при проведении основных выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 13 сентября 2020 года (пункт 1.4 Порядка досрочного голосования).
Судом установлено, что 11 июня 2020 года постановлением Воронежской областной Думы N 2154-IV-ОД назначены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года N 134/883-6 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва (далее - Календарный план мероприятий).
Пунктом 109 Календарного плана мероприятий определена дата проведения голосования - 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
В целях реализации Порядка досрочного голосования, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7, решением Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года N 154/995-6 внесены изменения в решение Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года N 134/883-6, Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва изложен в новой редакции. В соответствии с пунктом 107 Календарного плана мероприятий установлено проведение голосования 11, 12, 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
Указанное решение размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет - www.voronezh.izbirkom.ru.
При рассмотрении административного дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Избирательной комиссии Воронежской области не противоречит нормам действующего законодательства, порядок принятия решения Избирательной комиссией Воронежской области соблюден, оспариваемое решение принято правомочным составом и не нарушает права административного истца на участие в выборах.
Поскольку Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 31 июля 2020 года, то есть после принятия решения Избирательной комиссией Воронежской области от 29 июля 2020 года, то суд пришел к правильному выводу, что его положения, устанавливающие десятидневный срок принятия избирательной комиссией решения о голосовании на выборах в течение нескольких дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, не могут применены в отношении оспариваемого решения Избирательной комиссии Воронежской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, которые соответствуют фактическим обстоятельствами дела и нормам материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Центральной избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N 280/1916-7 и утвержденный им Порядок не являются вышестоящими по отношению к нормам Избирательного кодекса Воронежской области, не может быть основанием к отмене решения суда, поскольку указанное постановление принято Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании положений пункта 16 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции Федерального закона N 154-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным Федеральным законом, иными федеральными законами, и в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения этого Федерального закона, обязательные для исполнения.
В силу пункта 10 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Доводы апелляционной жалобы о том, судьей отказано в принятии к рассмотрению требований о признании неправомерным, незаконным постановления ЦИК Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 280/1916-7, а также отказано в принятии к производству административного искового заявления в части требований о расформировании Избирательной комиссии Воронежской области не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, поскольку в соответствии с положениями статей 128 и 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья праве отказать в принятии либо возвратить административное исковое заявление при наличии оснований, перечисленных в вышеназванных статьях данного Кодекса.
Вопреки утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, заявление административного истца об отводе судьи рассмотрено в соответствии со статьей 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и оставлено без удовлетворения, о чем судом было вынесено определение от 10 сентября 2020 года.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мешкова Петра Станиславовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.