Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мальманова Э.К., рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение Астраханского областного суда от 24 сентября 2020 года, которым отменено определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года о направлении административного дела по административному исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты", возложении обязанности произвести капитальный ремонт по подсудности в Знаменский гарнизонный военный суд Астраханской области, установил:
военный прокурор Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с административным иском о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты", возложении обязанности произвести капитальный ремонт.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что военной прокуратурой Знаменского гарнизона проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства при эксплуатации очистных сооружений войсковой части "данные изъяты" ("данные изъяты"). В ходе надзорных мероприятий, проведенных военной прокуратурой Знаменского гарнизона совместно со специалистами межрегионального Управления Роспотребнадзора по Астраханской и Волгоградской областям, установлено, что на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты" имеются очистные сооружения, требующие нового строительства. Очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и к эксплуатации непригодны. Сброс сточных вод производится на рельеф местности. Разрушение данных объектов произошло в разные годы из-за отсутствия своевременного ремонта. Для устранения выявленных нарушений закона военным прокурором Знаменского гарнизона приняты меры прокурорского реагирования, однако требования прокурора не исполнены, строительство новых очистных сооружений на территории указанных военных городков войсковой части "данные изъяты" не начато. Считает, что непринятие (бездействие) ответчиками мер по организации и проведению капитального строительства очистных сооружений нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (военнослужащих, которые проходят военную службу в воинской части с учетом переменного состава - солдат по призыву, прибывающих и убывающих военнослужащих в служебные командировки, а также лиц гражданского персонала).
На основании определения Пресненского районного суда г. Москвы от 28 мая 2020 года гражданское дело N передано по подсудности в Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Согласно определению Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года суд определилперейти к рассмотрению дела по исковому заявлению военного прокурора Знаменского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по проведению капитального строительства очистных сооружений на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты", возложении обязанности произвести капитальный ремонт по правилам административного искового судопроизводства.
Определением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года указанное дело направлено по подсудности в Знаменский гарнизонный военный суд Астраханской области.
Направляя административное дело по подсудности, суд первой инстанции указал, что из существа предъявленных военным прокурором исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации следует, что рассмотрение данного дела относится к подсудности военного суда.
Апелляционным определением Астраханской областного суда от 24 сентября 2020 года определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года отменено, административное дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 октября 2020 года, Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене апелляционного определения Астраханского областного суда от 24 сентября 2020 года. Как указывает заявитель, специфика правоотношений между участниками по данному делу связана с военной службой, рассмотрение которых отнесено к подсудности гарнизонных военных судов. Считает, что административное исковое заявление военного прокурора не может быть расценено как заявление, поданное в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, находящихся в силу исполнения своих служебных (трудовых) обязанностей на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты", является определенным и известным. Ссылается на отсутствие в материалах дела заявлений самих граждан о нарушении их прав, доказательств невозможности их самостоятельного обращения в суд.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года кассационная жалоба принята к производству.
На основании части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ (часть 3 статьи 328).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
На основании пункта 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
В соответствии со статьей 18 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
В силу пункта 1 части 1 и части 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в силу статьи 7 Закона N 1-ФКЗ, статьи 18 КАС РФ, статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
Как следует из содержания административного искового заявления, военный прокурор Знаменского гарнизона оспаривает бездействие органов военного управления по непринятию мер, связанных с капитальным строительством очистных сооружений на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты".
Отменяя определение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 11 августа 2020 года, Астраханский областной суд исходил из того, что военным городком является территория с расположенными на ней зданиями и сооружениями, предназначенная для размещения одной или нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий вооруженных сил. В военных городках военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные помещения. Ввиду того, что на территории военных городков находится неопределенный круг лиц, к числу которых отнесены как военнослужащие, так и гражданские лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что военный прокурор Знаменского гарнизона правомерно обратился с административным иском в Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Кассационный суд с данным выводом суда апелляционной инстанции соглашается, полагает его законным и обоснованным.
Несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что административное исковое заявление военного прокурора не может быть расценено как заявление, поданное в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, находящихся в силу исполнения своих служебных (трудовых) обязанностей на территории военных городков N войсковой части "данные изъяты", является определенным и известным.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что в военных городках военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения.
На территории военных городков постоянно находятся как военнослужащие, так и иные лица, не отнесенные к их числу, в связи с чем административный иск военного прокурора Знаменского гарнизона подлежит рассмотрению Ахтубинским районным судом Астраханской области.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы апелляционного определения Астраханского областного суда от 24 сентября 2020 года, и сводятся по существу к иной оценке установленных обстоятельств.
При таких обстоятельствах оспариваемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Астраханского областного суда от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.