Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым, о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца адвоката ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым (далее УПФР в г. Ялте Республики Крым) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, понуждении совершить определенные действия.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 марта 2020 года, исковые требования ФИО1 к УПФР в г. Ялта Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, понуждении совершить определенные действия удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение УПФР в г. Ялта Республики Крым N от 29 июля 2019 года. На УПФР в г. Ялта Республики Крым возложена обязанность при назначении страховой пенсии ФИО1 включить периоды работы водителем троллейбуса в филиале ГУП РК "Крымтроллейбус" - Ялтинском троллейбусном парке с 15 мая 1985 года по 19 июня 1988 года, с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по 31 декабря 2014 года, за исключением периодов работы водителем маневренного троллейбуса, отпусков без сохранения заработной платы, а всего 25 лет 6 месяцев и 12 дней, в страховой стаж, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На УПФР в г. Ялта Республики Крым возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости на основании пункта 10 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня обращения за ее назначением - с 22 июля 2019 года.
В кассационной жалобе ответчик УПФР в г. Ялте Республики Крым просит отменить решение и апелляционное определение в связи с нарушением судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, по причине чего указанные судебные постановления подлежат отмене.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился представитель истца адвокат ФИО6
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя истца ФИО6 возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 22 июля 2019 года ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением ГУ УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым от 29 июля 2019 года N ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1 пункта 10 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
По мнению ответчика специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составил 1 год 1 месяц 14 дней, периоды: с 15 мая 1985 года по 19 июня 1988 года, с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по 31 декабря 2014 года не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку не подтверждена занятость истца в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет (акт документальной проверки N от 18 июля 2019 года.
Трудовой книжкой N установлено, что истец с 15 мая 1985 года по 19 июня 1988 года, с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по настоящее время работает водителем троллейбуса в ГУП РК "Крымтроллейбус" - Ялтинском троллейбусном парке.
В соответствии со справкой, выданной ГУП РК "Крымтроллейбус", ФИО1 с 15 мая 1985 года по 19 июня 1988 года, с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по настоящее время работает водителем троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах полный рабочий день.
Как установлено из представленных должностных инструкций, начиная с 1996 года для работы на высокогорной троллейбусной трассе допускаются водители 2 и 1 класса при соответствующей стажировке на междугородных маршрутах.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно руководствовался нижеследующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01 января 2020 года).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды трудовой деятельности истца с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по 31 декабря 2014 года имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с пунктом "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" N от 05 ноября 1991 года на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы, водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку междугородние регулярные троллейбусные маршруты "Ялта- Симферополь", "Ялта-Алушта", "Алушта-Симферополь" не отличаются от городских регулярных маршрутов, ввиду того, что по следованию по указанным маршрутам водители троллейбусов осуществляют посадку и высадку пассажиров более чем на 20 остановках, осуществляют продажу билетов на конечных остановках, учитывая, что с 15 мая 1985 года по 19 июня 1988 года, с 04 июля 1990 года по 31 декабря 1993 года, с 26 октября 1995 года по 31 декабря 2014 года истец выполнял одинаковые должностные обязанности, которые предусмотрены для водителей работавших как на городских, так и на междугородных маршрутах, имеются правовые основания для признания незаконным и отмене решения ГУ УПФ РФ в г. Ялта Республики Крым от 29 июля 2019 года N и о включении в специальный стаж работы истца спорным периодов.
Позиция ответчика в суде кассационной инстанции повторяет доводы апелляционной жалобы, всесторонняя оценка которым была дана судом апелляционной инстанции и является правомерной и обоснованной.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу представляют выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела и не могут являться основаниями для отмены судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергает, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильные судебные постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялте Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.