Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Фединой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Главы администрации города Керчи Бороздина С.В. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2020 года по иску и.о. заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым, в интересах Тонковид Н.Н. к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
И.о. заместителя прокурора г. Керчи, действующий в интересах Тонковид Н.Н, обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди.
В обоснование иска указал на то, что в ходе проведения прокурорской проверки по заявлению Тонковид Н.Н, которая является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, установлено нарушение права последней со стороны администрации города Керчи на получение жилья. Мать Тонковид Н.Н. решением Керченского городского суда Республики Крым от 14 июля 2005 года признана безвестно отсутствующей, сведения об отце внесены в запись о рождении на основании заявления матери, в связи с чем, несовершеннолетней присвоен статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ года N Тонковид Н.Н. включена в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчи. Из обращения Тонковид Н.Н. следует, что собственное благоустроенное жилье у нее отсутствует. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение ответчиком не предоставлено. Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым, жилье Тонковид Н.Н. будет предоставлено в порядке очередности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ внеочередной номер детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения - 25. Прокурор полагает, что бездействие администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер по предоставлению Тонковид Н.Н. жилья нарушает гарантированные ей Конституцией РФ и иным законодательством Российской Федерации жилищные права. В связи с чем, просит возложить на администрацию города Керчи Республики Крым обязанность предоставить Тонковид Н.Н. благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения вне очереди.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Тонковид Н.Н. благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное на территории г.Керчи Республики Крым, общей площадью не менее 25 кв.м.
В части удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения вне очереди отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2020 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава администрации города Керчи Бороздин С.В. просит судебные постановления, вынесенные по данному делу отменить как незаконные и необоснованные, основанные на неправильном применении норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: прокурор Манаев В.А.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения прокурора Манаева В.А, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Тонковид Н.Н. признана безвестно отсутствующей. Сведения об отце Тонковид Н.Н. внесены со слов матери. Решением исполнительного комитета Керченского городского Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ года Тонковид Н.Н. принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей - сирот, детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
По состоянию на 30 октября 2019 года Тонковид Н.Н. состоит в очереди по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения за N.
Тонковид Н.Н. зарегистрирована в квартире "адрес" с 19 июля 2011 года.
ДД.ММ.ГГГГ году Тонковид Н.Н. обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в администрацию города Керчи Республики Крым, однако ей было отказано в предоставлении жилого помещения по мотивам отсутствия свободных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ года Тонковид Н.Н. обратилась с заявлением в прокуратуру г. Керчи по факту не предоставления администрацией г. Керчи благоустроенного жилого помещения.
Из сообщения Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от 05 ноября 2019 года о проведении обследование жилищно-бытовых условий Тонковид Н.Н, проживающей по адресу "адрес" следует, что Тонковид Н.Н. по указанному выше адресу проживает с сожителем, жилой дом принадлежит тете сожителя, условия проживания удовлетворительные.
Из информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12 декабря 2019 года следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении Тонковид Н.Н. в ЕГРН отсутствуют.
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании, выданного Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым "Керченский колледж сферы бытовых услуг" Тонковид Н.Н. в 2015 году освоила образовательную программу среднего профессионального образования по профессии "Секретарь-машинист".
Статьей 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом в силу ст. 11 вышеуказанного закона, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского фонда компенсаций, образуемого в бюджете Республики Крым, а также бюджетов городских округов и муниципальных районов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Тонковид Н.Н. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда льготной категории граждан в зависимости от выделенных денежных средств из областного бюджета не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод Тонковид Н.Н.
Таким образом, доводы кассационной жалобы относительно того, что у администрации города Керчи отсутствует компетенция, несостоятельны.
Учитывая, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Керчи обязанности предоставить Тонковид Н.Н. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, применительно к муниципальному образованию города Керчи.
В кассационной жалобе не приведены основания для отмены судебных постановлений, а все доводы жалобы о их незаконности сводятся к описанию порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц, выделения денежных средств для этих целей и взаимоотношениям органов местного самоуправления, изложению обстоятельств дела, их переоценке, однако указанное не влечет отмены судебных постановлений. Такими основаниями являются нарушения в применении норм материального или процессуального права, чего допущено судом не было.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что Тонковид Н.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, ставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв.м, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Тонковид Н.Н. должна быть возложена на администрацию г. Керчи.
Учитывая, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Керчи обязанности предоставить Тонковид Н.Н. благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм, применительно к муниципальному образованию.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств, несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильных по существу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 28 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 апреля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации города Керчи Бороздина С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.