Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.Н, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Правительству Астраханской области об обязании включения в сводный список предоставления жилого помещения, предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Правительству Астраханской области об обязании включения в сводный список по г. Астрахани предоставления жилого помещения, определив его очередность, исходя из даты рождения, предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г. Астрахани, в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Астрахань.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные постановления в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выводы судом не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, жалобу поддерживает в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, об отложении дела слушанием не просили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан оставшимся без попечения родителей, над ним установлена опека на основании постановления главы МО "Енотаевский район" Астраханской области от 8 февраля 2006 года N.
Распоряжением ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Енотаевского района Астраханской области" от 31 декабря 2014 года N он включен в первичный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С 12 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года ФИО1 зарегистрирован и проживает по "адрес" поскольку проходит обучение в ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет". После обучения планирует остаться проживать в г. Астрахани.
В этой связи ФИО1 обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения, в удовлетворении которого ФИО1 отказано со ссылкой на то, что, поскольку он был поставлен на соответствующий учет на территории муниципального района "Енотаевский район", жилье не получил, он вправе самостоятельно обратиться в суд по месту жительства с исковым заявлением о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями жилищного законодательства, установив, что истец должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Енотаевский район", то есть по месту постановки на соответствующий учет, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом указал, что само по себе наличие регистрации на территории города Астрахани, которая носит к тому же временный характер, и отсутствие намерений в дальнейшем проживать на территории муниципального образования "Енотаевский район", не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права и обоснованно руководствовалась следующими нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведенной правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно пункту 3 части 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397. акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включение в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формируем сводный список по субъекту Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что по всему субъекту Российской Федерации формируется единый сводный список. Смена места обеспечения возможна в случае, если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подлежит обеспечению жилым помещением, включается в список по новому месту проживания в ином субъекте Российской Федерации.
Исходя из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих то, что им соблюдена установленная указанными выше Правилами процедура постановки на учет по новому месту жительства и снятия с учета по прежнему месту жительства, принимая во внимание то, что порядок подачи заявления об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении лица в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, перечень прилагаемых к нему документов, регламентированы вышеуказанными Правилами, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
При наличии возможности постановки на учет в административном порядке суд не может возлагать на себя функции соответствующих государственных органов.
Гражданское законодательство предусматривает судебную защиту как исключительный способ защиты гражданских прав, к которому истец вправе обратиться, если исчерпаны иные возможности осуществления его субъективных прав или реализации охраняемых законом интересов.
В данном случае обращение истца с рассматриваемым иском направлено на подмену установленного законом административного порядка исключения лиц из числа детей-сирот из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, в связи с чем судебная защита прав в настоящий момент невозможна.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Судами первой и апелляционной инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.