Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трушникова А. А. к Государственному учреждению -
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Азове Ростовской области об обязании установить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, перерасчете пенсии по инвалидности, по кассационной жалобе Трушникова А. А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Трушников А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Азове Ростовской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Азове Ростовской области) об обязании установить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, перерасчете пенсии по инвалидности.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 04.02.2020 исковые требования Трушникова А.А. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Трушников А.А. просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился Трушников А.А.
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Азове Ростовской области.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Трушников А.А. является получателем пенсии по инвалидности на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона N166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трушников А.А. проходил военную службу по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ, был комиссован по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием комиссования послужило свидетельство о его болезни N от ДД.ММ.ГГГГ, выданное военно-врачебной комиссией при "адрес" психиатрической больнице, согласно которому ему установлен диагноз: Циклотимия на органически неполноценном фоне, атипичная затяжная гипоманиакальная фаза. По заключению ВВК заболевание получено в период военной службы.
В последующем заключением ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области Министерства труда и социальной защиты РФ (филиал N 8) от 28.02.2005 Трушникову А.А. повторно бессрочно установлена инвалидность 2 группы, причина инвалидности указана как "заболевание получено в период прохождения военной службы". Из материалов дела усматривается, что Трушников А.А. в 2016 году обращался в ГУ УПФ РФ в Азовском районе Ростовской области по вопросу назначения ему дополнительного материального обеспечения, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ему было разъяснено, что дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 887 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 000 руб. устанавливается только гражданам Российской Федерации, признанным в установленном законом порядке инвалидами вследствие военной травмы.
Полагая, что он признан в установленном порядке инвалидом, вследствие военной травмы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" и имеет право на получение дополнительного материального обеспечения в размере 1 000 руб, Трушников А.А. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что в отношении Трушникова А.А. военно-врачебная комиссия установила, что заболевание получено в период военной службы, однако оно не относится к военной травме. Трушников А.А. получил травму в результате учебных прыжков с парашютом. Достоверных доказательств того, что заболевание (увечье) истца, ставшее причиной установления ему инвалидности, было получено им при исполнении обязанностей военной службы и квалифицируется как "военная травма", истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально - бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. 166-ФЗ, пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ определяет два основания для назначения инвалидности военнослужащим: инвалидность вследствие военной травмы и инвалидность вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 1 января 2012 года, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, инвалиду 2 группы в размере 7 000 рублей.
Согласно части 8 вышеназванного Закона под понятием военной травмы понимается увечье (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Пунктом 41 указанного положения установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы". Данный перечень является исчерпывающим.
При этом следует отметить, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах).
Под формулировку "военная травма" подпадают увечья, полученные освидетельствуемым при исполнении служебных обязанностей (абзац первый подпункта "а", абзац третий подпункта "б" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует и если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац третий подпункта "б" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 43 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Аналогичные нормы содержатся и в действующем с 1 января 2014 г. Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Из приведенных нормативных положений следует, что право устанавливать причинную связь полученного увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии.
Причина инвалидности "военная травма" устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
К лицам, в отношении которых федеральные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении причины инвалидности "военная травма", относятся военнослужащие, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - военнослужащие), а также лица, принимавшие участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в тылу противника.
Причина инвалидности "военная травма" устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, заключением ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Таким образом, причины инвалидности "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы" по своей природе являются разными, их формулировки обусловлены различными фактическими обстоятельствами получения травм, увечий и заболеваний у бывших военнослужащих.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", с 01 сентября 2005 года гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2005 года N 536 "О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы" предусмотрено, что обращение за дополнительным ежемесячным материальным обеспечением в размере 1 000 рублей, установленным инвалидам вследствие военной травмы, его назначение и выплата осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 года N 273 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается:
а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1 000 рублей;
б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей;
в) вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей;
г) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей;
д) бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.
Согласно пункту 8 Правил дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии.
Пунктом 11 Правил установлено, что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается и выплачивается с 01 мая 2005 года.
В случае отсутствия по состоянию на 01 мая 2005 года в распоряжении органа, осуществляющего дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, необходимых данных, решение о назначении этого обеспечения принимается на основании заявления гражданина при условии предоставления им документов, подтверждающих его право на указанное обеспечение по состоянию на 01 мая 2005 года. При этом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается с 01 мая 2005 года независимо от времени подачи заявления с необходимыми документами.
В случае обращения гражданина Российской Федерации в орган, осуществляющий дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с заявлением о назначении указанного обеспечения и предоставления документов, подтверждающих его право на получение этого обеспечения, возникшее после 01 мая 2005 года, указанное обеспечение назначается с даты выдачи документа, подтверждающего это право, но не ранее 01 мая 2005 года.
Следовательно, право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887, возникает только у инвалидов, вследствие военной травмы.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Трушникова А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
В.А. Горковенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.