Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и обязании совершить определенные действия по кассационной жалобе ФИО1 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 12.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саки и Сакском районе Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж и обязании совершить определенные действия.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части включения в подсчёт страхового стажа дающего право на назначение страховой пенсии по старости периодов работы ФИО1: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в отмененной части, отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда первой инстанции в части расчета страховых периодов 2001-2013 годов и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно дана оценка доказательствам по делу, судами неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился ФИО1
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, являясь гражданином Украины, в марте 2015 года прибыл на территорию Республики Крым, с целью постоянного проживания.
В соответствии с Российским законодательством, им в апреле 2018 года получено гражданство Российской Федерации.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации выданному МВД по Республике Крым ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. Мурзанаево Сернурского р-на Марийской АССР, зарегистрирован по адресу: "адрес".
В связи с указанным, Военным комиссариатом Республики Крым осуществляется пенсионное обеспечение ФИО1, как военного пенсионера.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым подано заявление о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии, исключены из подсчета страхового стажа периоды его работы по трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения на титульном листе внесены с нарушениями требований п.2.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, е учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, (а именно: дата рождения дописана другими чернилами), а также Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N, Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пенсионным органом не приняты к зачету:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем физкультуры в Федоровском районо;
- период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ о ДД.ММ.ГГГГ, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерстве внутренних дел, при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе "Коржункольский";
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем в Михайловской школе, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем комсомольской организации в профтехучилище N, а также в связи с тем, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в органах МВД, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инженером в Сумской городской машиносчетной станции;
- период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период осуществления адвокатской деятельности, в связи с отсутствием документального подтверждения периода работы после ДД.ММ.ГГГГ, а также в связи с отсутствием справки об уплате страховых взносов после ДД.ММ.ГГГГ, выданной компетентным органом той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. В соответствии с п. 59 "правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении подсчета и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. В страховой стаж для установления страховой пенсии включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Страховой стаж, подлежащий включению согласно статье 8 настоящего ФЗ, составил 01 год 03 месяца 28 дней, ИПК - 6, 066.
Повторно Решением ГУ УПФ РФ в г. Саки и Сакском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным с целью изменения решения об отказе в установлении страховой пенсии истцу также отказано в установлении страховой пенсии по тем основаниям, что исключены из подсчета страхового стажа:
- периоды работы по трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, так как сведения на титульном листе внесены с нарушениями требований п. 2.1;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учителем физкультуры в Федоровском районе;
- период службы в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ о ДД.ММ.ГГГГ, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе "Коржункольский";
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем в Михайловской школе, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии 4а выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - секретарем комсомольской организации в профтехучилище N, в связи с тем, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в органах МВД, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - инженером в Сумской городской машиносчетной станции;
- период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как данный период учтен при назначении пенсии по линии министерства внутренних де при определении размера пенсии за выслугу лет;
- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период осуществления адвокатской деятельности, в связи с отсутствием документального подтверждения, а именно в связи с отсутствием справки об уплате страховых взносов после ДД.ММ.ГГГГ, выданной компетентным органом той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. В соответствии с п. 59 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении подсчета и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом, пенсионным органом в страховой стаж для установления страховой пенсии ФИО1 включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Страховой стаж истца составил 0 лет 10 месяцев 02 дня, ИПК - 0.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что доводы о возложении на ответчика обязанности принять к зачету среднемесячную заработную плату за период с 2000 по 2001 года из расчета 2 816, 60 рублей, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом исковых требований в части установления ему заработной платы за период 2000-2001 года, не заявлялось. Кроме того, при предоставлении в пенсионный орган сведений из персонифицированного учета за указанные периоды, ответчик самостоятельно произведет расчет, с учетом указанных выплат страховых взносов.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с переходными положениями, предусмотренными ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, предусматривающими постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (мужчин), достигших возраста 60 лет в 2018 году, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - в размере не менее 13.8. При этом необходимая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч. 2. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13 данного закона при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости указанной категории граждан, в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет, либо пенсии по инвалидности в соответствии с указанным Законом.
Периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, подтверждаются справкой, установленной формы, которая выдается уполномоченной организацией федеральных органов исполнительной власти, осуществляющей пенсионное обеспечение Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
В силу ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
В соответствии со ст. 1, ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.
В соответствии с п. 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Аналогичная норма предусмотрена п. 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 12.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
В.А. Горковенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.