Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парецкова А. Н. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области о взыскании денежных средств по кассационной жалобе Парецкова А. Н. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27.05.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Шкиль В.И, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Парецков А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области о взыскании денежных средств.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 13.01.2020 исковые требования Парецкова А.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Парецков А.Н. просит об отмене решения суда и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов неверно нарушениям со стороны ответчика, которые повлекли за собой нарушение прав истца.
В судебное заседание явился представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области по доверенности Шкиль В.И, возражавший относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился Парецков А.Н, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечил явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представил.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского военного округа в составе войсковой части N. С военной службы уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Парецкову А.Н. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии ВВ N, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлена денежная выплата в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом бессрочно, в размере 2 972 руб. 82 коп.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что он как участник боевых действий в период с 2002 года по 2019 год был лишен предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" мер социальной поддержки, в этой связи просит произвести перерасчет названной выплаты с даты возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец представил светокопию заявления, датированную 24.07.2008, из содержания которой следует, что он просит руководство ОВД по "адрес" выдать ему удостоверение "Ветеран боевых действий".
Согласно сообщению УМВД России по Астраханской области от 23.07.2008 в архивных справках фамилия истца не соответствует паспортным данным и его участие не подтверждено. Кроме того, рекомендовано обратиться в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Астраханской области 22.10.2008 в адрес истца направлено письмо, в котором изложено, в чем заключается ошибка.
Согласно пояснениям истца испрашиваемое удостоверение ему не было выдано ввиду наличия разночтений в его фамилии в приказе командующего войсковой части N.
В 2016 году истец письменно обратился в УМВД России по г. Астрахани с аналогичным заявлением. В выдаче удостоверения истцу отказано по вышеуказанным причинам (разночтения в указании фамилии).
Из сообщения Военного комиссариата Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного истцу, следует, что в июле 2016 года получены выписки из приказа о непосредственном участии в боевых действиях и ДД.ММ.ГГГГ данные приказы были вручены ему под роспись. Рекомендовано обратиться в отдел кадров МВД России по г. Астрахани с заявлением о получении удостоверения ветерана боевых действий. В феврале 2018 года Парецков А.Н. обращался с заявлением в аппарат полномочного представители Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе с обращением по поводу удостоверения ветерана боевых действий.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что учитывая, что выдача удостоверения ветерана боевых действий, а также назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, а также принимая во внимание, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий ДД.ММ.ГГГГ, представив удостоверение "Ветерана боевых действий", выданное ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований о перерасчете ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ соответствующая выплата истцу не могла быть начислена ввиду отсутствия заявления о назначении такой выплаты.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Как следует из положений ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3 п. 1, п. 7 ст. 23.1 Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 указанного федерального закона. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В силу ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 1 названной инструкции удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Таким образом, основанием возникновения права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", является наделение гражданина уполномоченным государственным органом определенным статусом, в том числе ветерана боевых действий, путем выдачи соответствующего удостоверения.
В соответствии с п.п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности повышаются участникам ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона
Индексация размера данной социальной пенсии осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в рассматриваемом периоде на основании: постановления Правительства Российской Федерации N 220 от 22.03.2014, согласно которому с 01.04.2014 установлен коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1, 171; постановления Правительства Российской Федерации N 247 от 18.03.2015, согласно которому с 01.04.2015 установлен коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1, 103.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанного положения Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации.
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что граждане из числа ветеранов вправе обратиться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты и предъявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов, подтверждающих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4 Порядка ежемесячная денежная выплата гражданам из числа ветеранов, устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату.
В соответствии с п. 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Российской Федерации, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 01.08.1999, являются выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Пунктом 2.5 Инструкции утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" предусмотрено, что удостоверения оформляются и выдаются гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России без права на пенсию, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причиненный вред являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 13.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 27.05.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Парецкова А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Мартынова
В.А. Горковенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.