Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев протест заместителя прокурора Новосибирской области Аскерова М.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 2 судебного участка Заельцовского района г.Новосибирска от 10 марта 2020 года и решение судьи Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 22 мая 2020 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Консультативно-диагностическая поликлиника N 27" (далее - ГБУЗ НСО "КДП N 27") Калиниченко Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи 2 судебного участка Заельцовского района г.Новосибирска от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 22 мая 2020 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного врача "данные изъяты" Калиниченко А.В. (далее - Калиниченко А.В.) на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в кассационный суд, прокурором поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу актов в связи с допущенным нарушением закона, имеющим принципиальный, фундаментальный характер, повлиявшим на исход дела.
Калиниченко А.В, извещенный в порядке ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о подаче протеста, возражений не представил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с ч.4 ст.12 названного Закона работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 19.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.12.2019, в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что 13.09.2016 ГБУЗ НСО "КДП N 27" заключен трудовой договор с ФИО11, ранее замещавшей должность старшего казначея федеральной государственной гражданской службы N 19 УФК по Новосибирской области, 24.01.2017 заключен трудовой договор с ФИО12, ранее замещавшей должность начальника отдела кадров Управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Новосибирской области, 18.04.2017 заключен трудовой договор с ФИО13, ранее замещавшей должность помощника заместителя председателя Правительства Новосибирской области.
Указанные должности включены в соответствующие Перечни должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В нарушение ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодателем не исполнена обязанность сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что "данные изъяты" выполняет работы и оказывает услуги в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере здравоохранения, в связи с чем выполнение должностных обязанностей медицинского регистратора ФИО11, специалиста по кадрам ФИО13, начальника отдела кадров ФИО12 не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью.
Из этого же исходил судья районного суда, оставляя постановление без изменения.
Однако, такие выводы свидетельствуют допущенном существенном нарушении антикоррупционного законодательства, имеющем фундаментальный, принципиальный характер.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Таким образом, вывод об отсутствии в деянии Калиниченко А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, не соответствует статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пункту 5 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного состоявшиеся по делу постановление и решение нельзя признать законными, при их вынесении допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение закона, повлиявшее на исход дела, в связи с чем они подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение мировому судье.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест заместителя прокурора Новосибирской области Аскерова М.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи 2 судебного участка Заельцовского района г.Новосибирска от 10 марта 2020 года и решение судьи Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 22 мая 2020 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Консультативно-диагностическая поликлиника N 27" Калиниченко Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье 2 судебного участка Заельцовского района г.Новосибирска.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.