Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Слободиной Ирины Александровны, поданную через суд первой инстанции 24 июля 2020 г, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 мая 2020 г, по административному делу N 2а-7120/2019 по административному исковому заявлению Слободиной Ирины Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Республике Хакасия Хомяковой Е.С. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Слободина И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение государственного регистратора прав Управления Росреестра по Республике Хакасия о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29 августа 2019 г, обязать государственного регистратора прав Управления Росреестра по Республике Хакасия Хомякову Е.С. повторно рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование требований указала, что 14 августа 2019 г. Слободина И.А. обратилась в Управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом, площадью "данные изъяты" расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, находящемся по адресу: "адрес"
Уведомлением от 29 августа 2019 г. N N государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены сроком до 29 ноября 2019 г. в связи с нарушением административным истцом при возведении жилого дома предельных параметров разрешенного строительства - минимального отступа от границ земельного участка - до 3 метров. Решением апелляционной комиссии N 4 от 25 сентября 2019 г. в удовлетворении жалобы было отказано.
Считает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Республики Хакасия от 28 мая 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Слободина И.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением и неправильным применением норм материального права. Ссылаясь на Федеральный закон от 2 августа 2019 г..N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 12, 13 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указывает, что законодатель временно, на срок до 1 марта 2021 г, допускает возможность государственного кадастрового учета и (или) регистрации жилых домов на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, без учета того, что такой земельный участок включен в предусмотренную Правилами землепользования и застройки территориальную зону применительно к которой утвержден градостроительный регламент, запрещающий строительство жилого дома. Земельный участок с кадастровым номером N согласно Правилам землепользования и застройки находится в зоне Ж-4, в которой не предусмотрено строительство жилых домов и, как следствие, не предусмотрено предельных параметров разрешенного строительства для жилых домов, в том числе минимальных отступов от границ земельного участка. Полагает, что части 12 и 13 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" регламентируют только кадастровый учет и регистрацию прав, а не возможность строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Кроме того, материалами дела подтверждено, что спорный жилой дом соответствует параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судами не дана надлежащая правовая оценка представленному в материалы дела доказательству, а именно, письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 августа 2019 г, N N, из которого следует, что осуществление учетно-регистрационных действий в отношении жилых домов и садовых домов, созданных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, будет осуществляться без учета правил землепользования и застройки территории. В нарушение ч. 8 ст. 84 КАС РФ суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым отдал предпочтение письмам Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 августа 2019 г..N N и Росреестра от 26 декабря 2019 г..N N перед письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 августа 2019 г..N N.
Управлением Росреестра по Республике Хакасия на кассационную жалобу представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ) предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ), введенной Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ, до 1 марта 2021 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе в случаях, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом (пункт 4); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Слободина И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, находящегося по адресу: "адрес"
На указанном земельном участке расположен жилой дом на расстоянии N от одной из границ участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Абакана, утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 10 ноября 2009 г. N N (далее - Правила землепользования и застройки г. Абакана), земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне Ж-4 (Зона садоводческих и огородных хозяйств), градостроительным регламентом которой предусмотрены предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства основного вида разрешенного использования, в том числе минимальный отступ от границ земельного участка до садового дома - 3 м.
14 августа 2019 г. Слободина И.А. обратилась в Управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на здание - жилой дом, расположенный на указанном земельном участке.
29 августа 2019 г. государственным регистратором прав Управления Росреестра по Республике Хакасия принято решение N N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п. 4, 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ в связи с тем, что при внесении на кадастровую карту значений координат характерных точек контура здания выявлено, что здание расположено на расстоянии менее 3 м. от границы земельного участка с кадастровым номером N, что не соответствует градостроительному регламенту и свидетельствует о том, что объект создан лицом с нарушением правового акты. В силу ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенное, в том числе с нарушением градостроительных норм и правил, является самовольной постройкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что положения части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ о регистрации права в упрощенном порядке не распространяются на возникшие правоотношения.
Суд апелляционной инстанции, полагая указанное суждение суда первой инстанции ошибочным, пришел к выводу о том, что ошибочное суждение суда первой инстанции не привело к принятию неправильного решения. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения частей 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от 13 мая 2015 г. N 218-ФЗ не исключают необходимость исполнения требований части 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ о соблюдении установленных предельных параметров разрешенного строительства зданий и сооружений на садовом участке. Поскольку земельный участок с кадастровым номером N находится в территориальной зоне Ж-4, градостроительным регламентом которой установлены предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, в том числе минимальный отступ от границ земельного участка до садового дома - 3 м, указанный параметр разрешенного строительства не был соблюден, установив указанные обстоятельства по результатам правовой экспертизы документов, государственный регистратор прав принял законное и обоснованное решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Положения частей 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от 13 мая 2015 г. N 218-ФЗ не исключают необходимость проверки государственным регистратором прав выполнения требований части 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ о соблюдении установленных предельных параметров разрешенного строительства здания - жилого дома, в том числе минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения здания на садовом участке.
Доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение ч. 8 ст. 84 КАС РФ суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым отдал предпочтение письмам Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 августа 2019 г. N N и Росреестра от 26 декабря 2019 г. N N перед письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 августа 2019 г. N N, не могут быть приняты во внимание, поскольку статья 84 КАС РФ регламентирует правила оценки доказательств, в то время как указанные письма федеральных органов исполнительной власти не являются доказательствами по делу, поскольку не содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, а излагают позицию указанных государственных органов относительно применения нормативных правовых актов. При этом суд апелляционной инстанции при разрешении административного спора руководствовался положениями Федерального закона от 13 мая 2015 г. N 218-ФЗ, Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 августа 2019 г. N 07-30-2815/19, на которое ссылается заявитель жалобы, не содержит указаний на то, что при строительстве жилого дома на садовом земельном участке могут не соблюдаться предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка, установленные градостроительным регламентом.
Доводы административного истца о том, что требование установленного Правилами землепользования и застройки г. Абакана градостроительного регламента зоны Ж-4 о минимальном отступе от границ земельного участка до садового дома 3 м. распространяется только на садовые дома и не распространяется на жилые дома, обоснованно отвергнуты судом апелляционной инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Иные указанные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Слободиной И.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 октября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.