Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Богдевич Н.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-435/2019 по иску Дьяконенко Виталия Михайловича к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко", Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Петропавловский психоневрологический интернат" о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации
по кассационной жалобе Дьяконенко Виталия Михайловича на решение Березовского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, выслушав Дьяконенко Виталия Михайловича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Дьяконенко Виталия Михайловича (далее-Дьяконенко В.М, истец) обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко" (далее-КГБУ СО "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко", ответчик), Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Петропавловский психоневрологический интернат" (далее-КГБУ СО "Петропавловский психоневрологический интернат", ответчик) о взыскании невыплаченной пенсии по инвалидности и компенсации.
Требования мотивированы тем, что в период с 19.09.1985 по 10.12.1996 он находился на полном государственном обеспечении в Березовском детском доме (в настоящее время наименование ответчика-КГБУЗ "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко"), с 11 декабря 1996 года в Петропавловском психоневрологическом интернате Ирбейского района (в настоящее время-КГБУ СО "Петропавловский психоневрологический интернат"). Ему была назначена пенсия по инвалидности с 5.04.1994, однако с указанной даты до 1.01.2000, то есть до того момента, как функции начисления и выплаты пенсии по инвалидности были переданы органам пенсионного фонда РФ, он данную пенсию, по вине сотрудников Березовского детского дома, не получат.
Просил взыскать с КГБУ СО "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко" невыплаченную пенсию и компенсацию за период с 5.04.1994 по 10.12.1996 в сумме 861 796 руб. 20 коп.
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2019 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко", КГБУ СО "Петропавловский психоневрологический интернат" о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации Дьяконенко Виталию Михайловичу отказать в полном объеме".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истца, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчики, третье лицо, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
В соответствии с положениями ч.2 ст.7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии по инвалидности истцу, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия - администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения.
Как следует из положений, изложенных в Постановление Минтруда РФ от 18.09.1997 N 45 "Об утверждении разъяснения "О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 18.09.1997 N 6) опекунами несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц. признанных недееспособными, находящихся в психиатрических учреждениях, которым ранее до помещения в указанные учреждения органами опеки и попечительства опекуны назначены не были, по нормам статьи Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913) и статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) являются эти учреждения.
Выплата пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.
Оформление документов производится в порядке, установленном для выплаты пенсий, путем перечисления на счета по вкладам в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации на основании списка, представленного администрацией учреждения. Действующие лицевые счета на данную категорию пенсионеров хранятся отдельно.
Суммы пенсий, хранящиеся на депозитном счете, используются на личные нужды пенсионеров в соответствии с решением комиссии, которая создается руководителем учреждения из представителей администрации и бухгалтерии. Председателем этой комиссии является руководитель учреждения.
Поступающие от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, денежные средства учитываются в книге "Текущих счетов и расчетов" ф. 292, где на каждого пенсионера открывается отдельный лицевой лист. В этих же лицевых листах производятся также записи (на основании решения комиссии) о списании израсходованных сумм и выводятся остатки неиспользованных средств.
При переводе лица из одного учреждения в другое неиспользованные суммы его пенсии перечисляются на соответствующий счет нового учреждения.
При выбытии из учреждения лица, признанного в установленном порядке дееспособным, неиспользованные средства выдаются ему на руки.
Судом первой инстанции установлено, что Дьяконенко В.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения поступил в Березовский детский дом-интернат, выбыл 11 декабря 1996 года в Ирбейский район, что подтверждается журналом учета поступающих в дом-интернат.
Согласно справке, имеющейся в хранящихся в архиве КГБУ СО "Психоневрологический интернат для детей "Солнышко" материалах личного дела истца, Дьяконенко В.М. действительно проживает в детском доме-интернате с 09.10.1985 и является получателем пенсии по инвалидности в сумме 75 900 руб.; справка подписана директором Березовского детского дома интерната.
Справкой серии МСЭ от 15.02.2007 подтверждается, что Дьяконенко В.М. является инвалидом с детства "данные изъяты" группы бессрочно; инвалидность установлена впервые 10 ноября 1994 года.
Судом также установлено, что с 5.04.1994 по 23.08.1994 Дьяконенко В.М. назначена социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; с 10.11.1994 истцу назначена бессрочно социальная пенсия по инвалидности, в период с 05.04.1994 по 10.12.1996 он являлся получателем пенсионных выплат, что подтверждается решениями и протоколами о назначении выплат.
Из справок, выданных директором Психоневрологического дома-интерната "Петропавловский" следует, что Дьяконенко В.М. с 11 декабря 1996 года проживал в Ирбейском доме интернате, 21 сентября 1998 года совершил побег из интерната, 22 декабря 1998 года возвращен в дом интернат.
Из справки директора от 24.05.1999 следует, что Дьяконенко В.М. проживает в Психоневрологическом интернате "Петропавловский", находится на полном государственном обеспечении с 31 марта 1999 года, получает пенсию по инвалидности "данные изъяты" группы, прибыл из Березовского детского дома интерната.
Из справки директора интерната от 10 марта 2000 года следует, что Дьяконенко В.М. выбыл 10 марта 2000 года из Психоневрологического дома-интерната "Петропавловский" в г. Красноярск на постоянное место жительства.
Как следует из дополнительного аттестата, выданного заведующим Управления социального обслуживания населения администрации Ирбейского района Красноярского края заведующему Ленинским районным отделом социального обеспечения г.Красноярска на запрос от 31.05.2000 (запрос о том, по какой период Дьяконенко В.М. получена пенсия и не получена ли она за Дьяконенко В.М. за период с июня 1999 гола по март 2000 года по доверенности), Дьяконенко В.М, проживавшему в П-Павловском ПНИ пенсия выплачена по 31 марта 2000 года в сумме 123, 12 (на депозитный счет) +369, 39.
Утверждая о том, что в период нахождения в Березовском детском доме-интернате Дьяконенко В.М, не был открыт счет в Сберегательном банке, не перечислены на расчетный счет денежные средства в виде пенсии по инвалидности, Дьяконенко В.М. денежные средства не получал, что подтверждается справками ПАО "Сбербанк" об отсутствии счетов в период с 05.04.1994 по 10.12.1996 в автоматической системе ПАО "Сбербанк", истец заявил настоящий иск в суд.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, применив вышеуказанные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции отказал в удовлетворении рассматриваемого иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 5.04.1994 по 10.12.1996 истец являлся получателем пенсии по инвалидности, которая ему была начислена на основании заявления директора Березовского детского дома интерната. Из Березовского детского дома истец убыл в Петропавловский дом интернат, на дату выбытия 31 марта 2000 года ему были выплачены пенсионные денежные средства на депозитный счет. Сумма выплаты, указанная в дополнительном аттестате, выданном заведующим Управления социального обслуживания населения администрации Ирбейского района Красноярского края соответствует сведениям, изложенным в протоколе закрытия Управления социальной защиты населения Ирбейского района от 11.05.2000.
Доводы кассационной жалобы истца судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и дали оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применили нормы материального права к спорным правоотношениям, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца следует признать законными.
При таких данных, доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку опровергаются совокупностью представленных и надлежащим образом исследованных доказательств.
Позиция судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 6 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дьяконенко Виталия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.