Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Сиротиной Е.С, Рассказовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-715/2020 (УИД 23OS0000-01-2020-000244-45) по административному исковому заявлению Пирвердяна Размика Апресовича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки Кореновского городского поселения, утвержденных решением Совета Кореновского городского поселения от 25 декабря 2013 г. N 396, по апелляционным жалобам Совета Кореновского городского поселения, администрации Кореновского городского поселения на решение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителей Совета Кореновского городского поселения Величко С.В, администрации Кореновского городского поселения Крыгиной Н.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда неподлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Пирвердян Р.А, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601014:68, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная, 174, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими Правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения, утвержденные решением Совета Кореновского городского поселения от 25 декабря 2013 г. N 396 (далее также - Решение N 396, Правила землепользования и застройки), в части отнесения указанного земельного участка одновременно к двум территориальным зонам: Ж1А - зона застройки индивидуальными жилыми домами и Ж-МЗ - зона застройки малоэтажными жилыми домами.
В обоснование требований указано, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречат части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку в нарушение требований действующего законодательства принадлежащий административному истцу земельный участок включен в две территориальные зоны, и нарушают права административного истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением.
Решением Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Собрание Кореновского городского поселения, администрация Кореновского городского поселения просят отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указывают на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601014:68 как объект права образован 31 марта 2016 г, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта, что исключало возможность уполномоченному органу учесть границы данного земельного участка при определении территориального зонирования. Помимо указанного, административный истец в соответствии нормами ГрК РФ не был лишен права на обращение в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, однако им не воспользовался.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
От административного истца и его представителя в адрес суда апелляционной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 1 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительный орган местного самоуправления городского поселения принимает муниципальные правовые акты.
Кореновское городское поселение наделено Законом Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 743-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Кореновский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений - и установлении их границ" статусом городского поселения, входящее в состав территории Кореновского района.
Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, в том числе дополнительно представленных суду апелляционной инстанции, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликованы в установленном порядке и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ). На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ).
В части 2 статьи 85 ЗК РФ также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601014:68, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная, 174, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "индивидуальное жилищное строительство".
Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601014:68 расположен в дух территориальных зонах: Ж1А - зона застройки индивидуальными жилыми домами и Ж-МЗ - зона застройки малоэтажными жилыми домами.
С учетом приведенных норм федерального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что расположение земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601014:68 в двух территориальных зонах не соответствует приведенному правовому регулированию.
Поскольку нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность их правового режима, не может быть принят во внимание довод апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Ссылки в апелляционных жалобах на определение границ земельного участка административного истца и внесение о них сведений в Единый государственный реестр недвижимости после утверждения и принятия Правил землепользования и застройки правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0601014:68 имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости, государственный учет которых был осуществлен в рамках действовавшего законодательства (дата присвоения кадастрового номера 2 августа 2005 г.). При этом согласно части 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Доводы апелляционных жалоб о том, что административный истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, получили должную оценку суда первой инстанции и обоснованно отклонены, с приведением в решении убедительных мотивов. Как правильно отражено судом, указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку законодательно досудебный порядок урегулирования спора по данной категории дел не предусмотрен.
Кроме того, оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций. Нормативный правовой акт, не соответствующий федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не должен подлежать применению для регулирования тех или иных общественных отношений. В этой связи последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Ссылка представителей административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что, удовлетворив заявленные требования административного истца и признав нормативный правовой акт не действующим в оспариваемой части, суд обязал Совет Кореновского городского поселения исполнить решение суда в срок 30 дней со дня вступления его в законную силу, что в силу специфики процедуры принятия такого рода нормативного правового акта является недостаточным, не является основанием для отмены или изменения решения суда в указанной части.
Обжалуемым решением на административного ответчика возложена обязанность опубликовать данное решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета Кореновского городского поселения, а также разместить на сайте Совета Кореновского городского поселения; сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Исходя из содержания приведенной части решения суда, в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок, административный ответчик должен сообщить суду и административному истцу об уважительных тому причинах.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета Кореновского городского поселения, администрации Кореновского городского поселения - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.