Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Сиротиной Е.С, Рассказовой Г.В.
при ведении протокола помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-79/2020 (УИД 05OS0000-01-2019-000340-94) по административному исковому заявлению Корамагомедова Корамагомеда Абдурахмановича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 августа 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Корамагомедов К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N (в настоящее время кадастровый номер N), площадью 9692, 51 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 16004000 рублей, установленной по состоянию на 1 декабря 2012 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 28 августа 2020 г. заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы; суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 16004000 рублей на период до 8 августа 2019 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что из экспертного заключения, положенного в основу решения, а также представленного в материалы дела отчета об оценке прослеживается отсутствие обоснованности и проверяемости информации об объектах-аналогах, используемых для определения рыночной стоимости земельного участка, что является нарушением основных принципов оценки.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Представитель Правительства Республики Дагестан в изложенном в апелляционной жалобе ходатайстве просил о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке в его отсутствие.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в настоящее время административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 9692, 51 кв. м, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: производственная база, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан по состоянию на 1 декабря 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка, имевшего на момент утверждения вышеуказанных удельных показателей кадастровый номер N, утверждена в размере 25907000 рублей.
Сведения о данной кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2013 г.
Как следует из предоставленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан информации, земельный участок с кадастровым номером N не прошел миграцию из неактуального на сегодняшний день программного комплекса АИС ГКН в новую информационную систему ФГИС ЕГРН, в связи с чем данному объекту недвижимости был присвоен кадастровый номер N.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, постановленного на государственный кадастровый учет 8 августа 2019 г, была рассчитана филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан актом определения кадастровой стоимости по состоянию на 8 августа 2019 г. в размере 25350856, 83 рублей.
В рамках настоящего административного административным истцом заявлены требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, утвержденных по состоянию на 1 декабря 2012 г.
Принимая во внимание, что административный истец является собственником объекта недвижимости, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика земельного налога, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке от 10 декабря 2019 г. N 19/12-171, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" (далее - ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования"), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 г. составляет 10375832 рублей.
Исследовав названный отчет об оценке, в связи с возникшими сомнениями в его соответствии требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки, в достоверности установленной рыночной стоимости объекта недвижимости, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного ответчика назначил судебную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Эксперт" (далее - ООО "Оценочная компания "Эксперт").
Согласно заключению эксперта ООО "Оценочная компания "Эксперт" З. от 10 марта 2020 г. N 024-20-ОК, рыночная стоимость спорного земельного участка на установленную дату оценки составила 12419000 рублей.
По результатам оценки указанного заключения эксперта судом установлено, что при проведении исследования сравнительным подходом экспертом осуществлена оценка земельного участка как относящегося к участкам производственного назначения, в то время как из самого экспертного заключения, а также общедоступных сведений следует, что на оцениваемом земельном участке расположены база строительных материалов и база лесоматериалов, то есть объекты торговли. Указанное обстоятельство противоречит пункту 20 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка должна оцениваться исходя из его фактического использования, которым в рассматриваемом случае является коммерческое назначение. Допущенное нарушение вызвало сомнение в обоснованности заключения эксперта, что послужило основанием для назначения судом повторной судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "Аудит-Консалтинг" (далее - ООО "Аудиторская фирма "Аудит-Консалтинг").
Согласно заключению эксперта ООО "Аудиторская фирма "Аудит-Консалтинг" Э. от 3 июля 2020 г. N 9-ОПМх-Э-06-2020, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 г. составляет 16004000 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил вышеприведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и, с учетом возникших сомнений в достоверности отчета оценщика, заключения эксперта ООО "Оценочная компания "Эксперт" З. от 10 марта 2020 г. N 024-20-ОК, пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении повторной судебной оценочной экспертизы.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта ООО "Аудиторская фирма "Аудит-Консалтинг" Э. от 3 июля 2020 г. N 9-ОПМх-Э-06-2020 выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.
Данное экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка на дату определения оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
В заключении экспертом представлена необходимая информация, идентифицирующая объект экспертизы, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков, в том числе сегмента рынка земельных участков, к которому относится объект оценки, а также информацию о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельного участка.
Данная информация подтверждена и проверяема, в экспертном заключении имеются ссылки на используемые источники информации, к заключению приложены копии размещенных в сети "Интернет" и газете "Недвижимость Дагестана" объявлений в виде распечаток соответствующих страниц, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Содержащиеся в заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
4
Экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение мотивировано, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения, не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии экспертного заключения требованиям законодательства опровергнуты материалами административного дела.
Экспертом осуществлены по элементам сравнения необходимые корректировки цен аналогов, соответствующие характеру и степени отличий аналогов от оцениваемых земельных участков и сглаживающие их отличия.
Эксперт верно определилсегмент рынка исследования, исходя из вида разрешенного использования и фактического использования объекта оценки, подобранные экспертом аналоги по основным ценообразующим факторам отвечают требованиям пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В силу подпункта "д" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" удельный показатель стоимости скорректирован по выявленным различиям.
Аналоги с нетипичными условиями продажи экспертом не использованы. Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Как уже было указано ранее, в экспертном заключении имеются ссылки на источники информации об объектах-аналогах, используемых при определении рыночной стоимости объекта оценки, позволяющие делать выводы о содержании соответствующей информации и дате ее подготовки, к заключению приложены копии объявлений о продаже объектов-аналогов, размещенных в сети "Интернет" и газете "Недвижимость Дагестана" (т. 2 л.д. 29-30).
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)").
В силу пункта 25 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
Содержащаяся в экспертном заключении информация об объектах-аналогах, используемых при определении рыночной стоимости объекта оценки, отвечает требованиям проверяемости и однозначности.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, судебная коллегия не находит. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Поскольку допустимых и относимых доказательств, которые опровергали бы выводы эксперта, автором апелляционной жалобы ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не предоставлено, судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании заключения эксперта ООО "Аудиторская фирма "Аудит-Консалтинг" Э. от 3 июля 2020 г. N 9-ОПМх-Э-06-2020.
В целом апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 28 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.